Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Состояние автомобильного парка страны
Сегодня приходится констатировать: основу нашего автопарка составляют морально и физически устаревшие автомобили, в первую очередь из «классического» семейства АВТОВАЗа. На учете состоит 7713 тысяч прямых наследников «копейки» (30% парка). А вот на второе место впервые вышли иномарки – их уже 5507 тыс. (без пресловутых «запорожцев»), или 21,5% парка. На третьем представители семейства «Самара» – их 2646 тыс. (10,3%). Далее идут «волги» – 1602 тыс. (6,3%), рядом с которыми заднеприводные «москвичи» «восьмой», «двенадцатой» и «сороковой» моделей – 1,6 млн. (те же 6,3%). Замыкают список «миллионеров» современные «лады» – «десятки», которых 1293 тыс. (5,1%).
Не радует российский парк и своим возрастом. Только 21,7% всех легковушек младше 5 лет, 27,7% – в возрасте от 5 до10 лет, а 50,6% – старше 10 лет. Это в среднем. Во многих регионах цифры еще более удручающие. Скажем, в Смоленской области 70,7% легковых автомобилей старше 10 лет, а в самой западной и самой продвинутой Калининградской области – и вовсе 80,8% (!). Впрочем, абсолютный рекордсмен тут Магаданская область – 90,4% очень старых машин. Правда, здесь и парк невелик – менее 40 тыс. легковых автомобилей. Самый же молодой парк – в Москве, Ханты-Мансийском АО и Татарстане, где очень старых машин менее 30%.
Иномарок больше всего в Приморском крае (83%), Сахалинской (82,4%) и Калининградской областях (81%), что неудивительно, а в Ульяновской области их всего-навсего 3,6% (в среднем по стране, напомню, 21,5%).
Автопарк столицы начал бурно расти еще в 1994 году и с тех пор неудержимо набирает новые тысячи. Введенный тогда автомобильный код района регистрации «77» закончился за неполные четыре года, и уже в 1998-м его вынужденно дополнили кодом «99». Затем использовали «97» из так называемых резервных номеров, а когда всевозможные комбинации с ним исчерпали, новые столичные автомобили стали украшать кодом «177». Насколько хватит? Видимо, ненадолго, потому что в конце прошлого года, по словам начальника Главного управления внутренних дел Москвы Владимира Пронина, был зарегистрирован трехмиллионный автомобиль! Всего же на 1 января 2006 года в Москве на учете состояло 3 096 661 легковой автомобиль. Таким образом, за 2005 год парк вырос на 220,5 тыс. машин (+7,7%). В 2004-м рост столичного автопарка составил рекордные 18%!
По-прежнему пресловутые «запорожцы» на почетном пятом месте в рейтинге популярности марок: ЗАЗ занимает 3,5% всего автопарка и, похоже, позиции сдавать пока не собирается. Количество состоящих на учете «москвичей» пошло на убыль – за год на 5 тыс.
В целом в первой десятке марок-лидеров, можно сказать, без перемен. Лидирует АВТОВАЗ – его модели занимают 38% столичного автопарка, но всего за год «сектор ВАЗа» сжался на 2,7% – очередной тревожный сигнал для крупнейшего нашего автопроизводителя. Сжался и «сектор ГАЗа», хотя и занимает пока Горьковский автозавод второе место. Первый среди «иностранцев» – «Фольксваген» – прочно (уже который год!) обосновался на 4-м месте, серьезно опередив общероссийского лидера среди иномарок – японскую «Тойоту» (в Москве она шестая). Но представители Страны восходящего солнца активно догоняют: всего за год общее количество «тойот» в Москве выросло сразу на 24% (+20 тыс.), в первой десятке появились «Ниссан» и «Мицубиси» (они занимают по 2,6% парка), вытеснив оттуда «немцев» – «Ауди» и «Опель».
Автопарк столицы – один из самых интернациональных в России. Все вместе «иностранцы» занимают 45% его объема (если не считать «запорожцы», то ненамного меньше – 41,5%). Сравним: средняя цифра по стране пока лишь 21,5% (без доли ЗАЗ). Выходит, Москва действительно становится городом-космополитом. В самой дорогой столице мира (недавно она получила этот сомнительный титул) активно увеличивается парк дорогих лимузинов – в первую очередь «мерседесов» (+5,6 тыс.) и БМВ (+2,6 тыс.). Почти вдвое выросло число роскошных «бентли» (с 229 штук до 416, хотя и некорректно считать произведения искусства на колесах в «штуках»). Больше стало «феррари» (было 82, стало 126), «мазерати» (83 и 122), «ламборгини» (32 и 44)… Скоро уже с натяжкой можно будет называть эти автомобили эксклюзивными – столько их развелось на столичных дорогах!