Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Группа ГАЗ
"РусПромАвто" создало компанию по управлению активами, переданными в ОАО "ГАЗ". Новая компания будет называться ООО "УК "Руспромавто".
Холдинг "РусПромАвто" планирует к 2010г. увеличить выручку в 2 раза - до 5 млрд долл., сообщил журналистам директор холдинга по стратегическому развитию и маркетингу Эрик Эберхардсон. По его словам, капитализация холдинга к 2010г. составит не менее 2 млрд долл., рентабельность операционной деятельности превысит 10%. К 2010г. "РусПромАвто" планирует увеличить продажи автобусов до 20 тыс. единиц в год, продажи легких коммерческих автомобилей - до 200 тыс. единиц. Напомним, что в марте 2005г. холдинг "РусПромАвто", в состав которого входит Горьковский автозавод, принял решение о создании публичной компании на базе ОАО "ГАЗ". При этом холдинг "РусПромАвто" останется основным акционером ОАО "ГАЗ", сохранив за собой контрольный пакет предприятия. ОАО "ГАЗ" консолидирует пакеты акций предприятий холдинга в рамках выхода "РусПромАвто" на публичный рынок заимствований. Остальные предприятия, входящие в холдинг, будут сохранены в его составе.
Еще несколько лет назад нижегородский ГАЗ, бывший флагман советского автомобилестроения, медленно сползал вниз. Своего рода палочкой-выручалочкой для завода была «Газель», появившаяся на рынке в нужный момент, когда доступных коммерческих автомобилей просто не было. Тем не менее выпуск одной, пусть и имеющей спрос модели удержать весь завод на плаву не мог, и будущее его было туманно.
Сегодня у Горьковского автозавода, кажется, появился шанс. Совсем недавно холдинг «РусПромАвто», в состав которого ГАЗ входил в последние годы, получил совершенно новое имя – «Группа ГАЗ». Это не просто смена вывески, а знак новой стратегии, которую приняли и одобрили акционеры компании.
В прошлом году заместителем генерального директора «РусПромАвто» по стратегическому развитию стал 35-летний специалист из Швеции Эрик Эберхардсон, до этого служивший в руководстве концерна «Вольво». Сегодня именно он отвечает в холдинге, объединяющем ГАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, «Урал» и еще полтора десятка машиностроительных предприятий, за стратегическое развитие.
Результатом первого полугодия работы стала стратегия, предложенная Эриком Эберхардсоном. По его убеждению, она может (и должна!) помочь гигантскому холдингу, где работает около 150 тыс. человек, вывести свою продукцию на мировой уровень. А само объединение, считает он, уже через пять лет вообще должно стать в ряд глобальных лидеров автопрома.
Все условия для этого, по мнению шведа, есть. Так в секторе производства и продаж автобусов по итогам прошлого года «Группа «ГАЗ» занимает третье место в мире (18 500 машин); лидер мирового рынка – «Мерседес» опережает нижегородцев всего в полтора раза (по количеству, конечно). Кроме того, ГАЗ находится в первой десятке мировых производителей коммерческих автомобилей и средних грузовиков. По сути, единственное направление, где автозавод не может конкурировать не только с мировыми, но и ведущими отечественными производителями, – это легковые автомобили. «Волги», конечно, пока находят своего потребителя (в прошлом году продано около 55 тысяч), но спрос на них стабильно сокращается.
– Прежде всего, мы сформулировали свои рыночные приоритеты, – рассказывает Эрик Эберхардсон. – Во-первых, это производство различных коммерческих моделей, позволяющих клиентам решать свои транспортные проблемы. Именно здесь мы наиболее сильны и не намерены отдавать свою нишу. Напротив, хотим расширять ее – в первую очередь осваивая зарубежные рынки. Во-вторых, будем активно развивать двигателестроение и, в-третьих, производство спецтехники.
Решив, что козырями «Группы ГАЗ» станут коммерческие автомобили, надо было идти дальше – определить, каким образом развивать этот бизнес. Летом 2006 года Группа ГАЗ приобрела в Великобритании 100% акций компании LDV, производящей легкие коммерческие автомобили Maxus.
Сейчас уже можно ответить на этот вопрос: главное, что будет изменено на Горьковском автозаводе буквально завтра – это подход к проблеме компонентов.
Отныне в «Группе ГАЗ» выстраивается совершенно новая структура с такими подразделениями: «Автобусы», «Грузовые автомобили», «Легкие коммерческие автомобили», «Легковые автомобили», «Двигатели», «Автокомпоненты» и «Спецтехника». При этом – полное отделение от тех, кто выпускает комплектующие. «Сборщики» вольны покупать узлы и детали как внутри холдинга, так и у независимых поставщиков, но теперь они, и только они, отвечают за всю производственную цепочку: планирование, закупка качественных компонентов, сборка автомобилей, дальнейшее развитие бизнеса и т.д. роизводители комплектующих также получают независимость. Свои компоненты они могут поставлять на любые заводы, в том числе и конкурентам, а за заказы «Группы ГАЗ» им предстоит конкурировать на общих основаниях. Функционирующее таким образом производство компонентов, по мнению авторов стратегии, может стать очень рентабельным. Судя по опыту мировых производителей, прибыль от выпуска комплектующих обычно составляет 50– 100% получаемой от сборки самого автомобиля.