Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
АМО ЗИЛ
Московский автопроизводитель опубликовал отчет о финансовых итогах предприятия за первое полугодие 2004 г. Согласно отчету, при безусловных успехах по ряду показателей АМО продолжает работать с огромными убытками
В середине этой недели АМО «ЗИЛ» обнародовало финансовый отчет за второй квартал текущего года, основная часть которого была посвящена итогам работы компании в первом полугодии 2004 г. Ряд финансовых показателей завода за этот период выглядит впечатляюще. Например, валовая прибыль ЗИЛа выросла на 11%, а выручка увеличилась на целых 25,3%. На самом предприятии рост показателей связывают с успешным развитием завода и грамотной маркетинговой политикой и всерьез говорят о том, что у завода даже существует чистая прибыль. Однако аналитики утверждают, что, приводя настолько успешные показатели, АМО «ЗИЛ» несколько лукавит. Из того же самого отчета следует, что, во-первых, высокий рост наблюдается главным образом из-за невысоких финансовых показателей прошлого года, а во-вторых, АМО «ЗИЛ» как работало, так и продолжает работать с убытками, с той лишь разницей, что в этом году убытки предприятия – за счет проведения новой маркетинговой политики – стали несколько меньше. Тем не менее, по прогнозам, предприятие продолжит выходить из кризиса, но не так быстро, как хотелось бы его акционерам и менеджерам.
В отчете компании говорится, что ее валовая прибыль за первое полугодие 2004 г. выросла на 11% – до 499 млн 545 тыс. руб., а выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) за указанный период составила 2 млрд 193 млн руб. и выросла на 25,3% (прошлогодний показатель – 1 млрд 750 млн руб.). На предприятии отмечают, что резкое улучшение финансовых показателей связано с успешным развитием завода. Причина этого – реформа, проведенная на АМО «ЗИЛ» в 2003 г. (до этого предприятие находилось в глубоком кризисе), позволившая автозаводу остановить спад производства. Так, была образована дочерняя компания («Торговый дом ЗИЛ». – RBC daily), которая централизованно занимается только сбытом и маркетингом. По словам представителя предприятия, теперь перед АМО «ЗИЛ» стоит задача поддержать рост продаж, и это ему хорошо удается.
«Что касается чистой прибыли АМО «ЗИЛ», то она, по данным отчета, в первом полугодии 2004 г. снизилась по сравнению с первым полугодием 2003 г. на 16,6% – до 545 млн 949 тыс. руб. (прошлогодний показатель – 655 млн 90 тыс. руб.). В компании охотно объясняют и это. «Снижение показателя чистой прибыли связано с большими инвестициями в производство, в запуск программы повышения качества при сохранении демократичной цены на нашу продукцию. Например, «Бычок» сегодня при активной эксплуатации окупается за 10 месяцев», – говорит представитель автопроизводителя.
Между тем цифры по чистой прибыли приведены в графе под названием «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода», и сделано это не случайно. Дело в том, что, по словам аналитиков, ни о какой чистой прибыли в случае с ЗИЛом пока в принципе не может идти речи. «Конечно, исходя из отчета АМО «ЗИЛ» нельзя говорить ни о какой прибыли. Убытки за отчетный период у предприятия действительно снизились – с 655 млн руб. до 545,9 млн руб. Это говорит о том, что предприятие действительно постепенно выходит из кризиса (например, увеличились продажи грузовиков), но себестоимость его продукции как была выше выручки, так и осталась», – прокомментировал RBC daily ситуацию Виктор Пашков, начальник аналитического отдела «АСМ-Холдинга».
По прогнозам, предприятие продолжит выходить из кризиса, но не так быстро, как хотелось бы его акционерам и менеджерам. Несмотря на некоторые свои успехи и влиятельных акционеров (контрольный пакет акций ЗИЛа принадлежит правительству Москвы, основные акционеры предприятия – Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы, владеющий 39,68% акций, и Банк Москвы – 22,38% акций), предприятие продолжает находиться в труднейшем финансовом положении. По данным Министерства юстиции РФ, долг ЗИЛа на начало 2004 г. только перед госбюджетом составлял 3,87 млрд руб. Дело о признании финансовой несостоятельности предприятия, заявителем по которому выступила компания «Скип-Медиа», было возбуждено 29 декабря 2003 г., однако уже в январе 2004 г. оно было закрыто. Ситуация повторилась вновь, правда, срочно вернуть долг требовал уже другой кредитор ЗИЛа – на этот раз с ходатайством о введении процедуры наблюдения на АМО «ЗИЛ» выступил Фонд социального Страхования.
Показатели экспортных поставок еще более внушительны. 584 автомашины поставлены за рубеж за пять месяцев 2004 года. Напомним, что в течение аналогичного периода прошлого года АМО ЗИЛ на экспорт было поставлено 160 машин. В период январь-май 2004 года рост производства пожарных автомобилей составил 14,7 % в сравнении с показателем январь-май 2003 года. Наращиваются объемы производства и в классическом для ЗИЛа секторе грузовиков "Бычок". За пять месяцев этого года выпущено 3061 ед. машин ЗИЛ-5301 и их модификаций (рост производства - 7,1 % к уровню прошлого года). Общий рост производства грузовых автомашин за первые пять месяцев текущего года (5496 единиц) составил 7,7 % к производству 2003 года.ния РФ.