Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Проект «Русский Крайслер»
Совершенно неожиданно, как показалось многим, «Группа ГАЗ» приобрела у концерна «Даймлер-Крайслер» за 150 млн. долл. лицензию и оборудование для производства автомобилей «Крайслер-Себринг» и «Додж-Стратус» (обе эти идентичные модели в США снимают с производства). Демонтаж заводского оборудования на берегу озера Мичиган начался в мае, затем оно проследует на берега Волги для Горьковского автозавода. Первая партия машин должна быть собрана уже в 2007 году. На начальном этапе все комплектующие будут поступать из-за границы, а затем ГАЗ намерен перейти к поэтапной локализации производства. Но это еще не все новости из-за океана.
Нижегородцы вот-вот должны заключить долгосрочное соглашение на поставку двигателей «Крайслер» из Мексики для легковых и коммерческих автомобилей. Проектная мощность приобретенной линии по выпуску легковых «себрингов» – 65 тыс. в год, но на том же оборудовании можно развернуть производство и других машин, в том числе и коммерческих – до 200 тысяч.
Спрашивается, почему выбор пал именно на эту вполне удачную, но не очень известную модель «Крайслера». По словам директора по связям с общественностью «Группы ГАЗ» Владимира Торина, маркетологи, исследовавшие рынок, пришли к выводу, что класс D сегодня один из самых перспективных на российском рынке: продажи здесь растут ежегодно на 40%. По размерам «Себринг» почти что наша «Волга», не говоря уже о том, что российскому менталитету вообще близки американские автомобили. Не последнюю роль, видимо, сыграла и цена, запрошенная «Крайслером» за завод и лицензию, – это предложение было не единственным, которое рассматривали на ГАЗе и, наверное, его сочли наиболее приемлемым.
Тем не менее своим ключевым направлением «Группа ГАЗ» по-прежнему считает коммерческие авто, а покупку лицензии на производство легковой модели просто очень выгодной сделкой для предприятия.
Дальнейшая судьба нижегородского «Себринга» зависит от многих факторов – продвижения марки на рынке, создания разветвленной дилерской и сервисной сетей и, конечно же, цены на автомобиль. Пока обещают от 15 тыс. долл., что для автомобиля класса D сегодня более чем привлекательно. Правда, до начала серийного производства еще как минимум полтора года, и сможет ли завод уложиться в эти жесткие рамки – сказать сложно. По условиям лицензионного соглашения россияне могут не только вносить изменения в конструкцию «себрингов» (видимо, в первую очередь это коснется подвески, которая для наших условий слишком «мягкая»), но и дать автомобилям, собранным в Нижнем Новгороде, собственное, новое имя. На сайте «За рулем» возник даже самодеятельный конкурс на лучшее название. Вот только некоторые предложения: «Ангара», «Енисей», «Байкал» (по аналогии с «Волгой», видимо), «Варяг», «Выстрел», «Элегант», «Русич», «Феникс», «Эврика», «Катюша», «Олень» и даже «Эрика» (по имени одного из авторов соглашения, вице-президента «Группы ГАЗ» Эрика Эберхардсона). Впрочем, имя – не самое главное.