Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Понятие о пассажиропотоках. Изложить цели и методы их изучения
метод опроса пассажиров на отдельном остановочном пункте. Он позволяет определить транспортную связь с другими остановочными пунктами. При опросе пассажиров, ожидающих подвижной состав, заполняется специальная часовая таблица связей.
метод комплексного обследования пассажиропотока на действующих маршрутах. Он осуществляется в подвижном составе тремя основными способами:
при помощи учётного талона, выдаваемого пассажиру при входе в салон с отметкой на нём остановки посадки и забираемом при выходе с отметкой номера остановки высадки. Метод обследования трудоёмок в обработке, не рассчитан на применение вычислительной техники.
При помощи опроса входящих пассажиров относительно остановки их выхода (раннее этот метод назывался - табличным). Сущность этого способа заключается в том, что про обследовании учётчик узнав от пассажира до которой остановки он следует, должен в специально разработанной таблице напротив пункта посадки поставить пункт назначения.
при помощи подсчета количества входящих и выходящих пассажиров на каждом остановочном пункте с заполнением соответствующих таблиц (счётно – табличный метод).
При комплексном обследовании можно определить распределение пассажиропотока по маршрутам, мощность пассажиропотока по перегонам, среднюю дальность поездки пассажира по маршруту, корреспонденцию пассажиров между остановочными пунктами маршрута, коэффициент наполнения, коэффициент сменяемости пассажиров и др. показатели.
метод обследования трудовых корреспонденций (анкетный метод). Он осуществляется путём заполнения анкет в предприятиях, учреждениях, по месту жительства. Этим методом можно определить среднюю дальность передвижения по городу, корреспонденцию между районами города. Существует также отчётно – статистический метод, основанный на анализе данных о выручке от перевозки пассажиров на маршрутах и проданных билетов. В связи с меньшей трудоёмкостью и возможностью получения значительного количества показателей и использования для обработки результатов наблюдений вычислительной техники табличный метод получил наиболее широкое распространение на автобусном транспорте.
Обследование пассажиропотока состоит из трёх этапов:
подготовка к обследованию
проведение обследования
обработка материалов обследования
Организационно-техническая подготовка метода обследования:
определение целей и выбор метода обследования;
определение трудоёмкости подготовки проведения обследования по группам работников (инструкторы, учётчики, информационное обеспечение);
определение объёмов вычислительных работ;
определение объёмов транспортной работы по подвозу – развозу работников учёта;
определение объёма графических работ;
определение расценок по всем видам работ;
разработка графика подготовки, проведения обследования, обработки и анализа материалов;
составление сметы расходов и определения источников финансирования работ;
заключения договоров с исполнителями и др. работы;
О намечаемом обследовании население оповещается через средства массовой информации и специальными объявлениями не менее чем за 10 дней до начала обследования. Результатом обработки материалов обследования являются таблицы распределения пассажиропотоков по часам суток (таблица 2.3), участкам маршрута в час пик (таблица 2.4), корреспонденции остановочных пунктов и др.
Таблица 2.3.
Распределение пассажиропотока по часам суток
Количество пассажиров |
Количество пассажиров | ||||
Часы суток |
Направления |
Часы суток |
Направления | ||
прямое |
обратное |
прямое |
обратное | ||
5 – 6 |
44 |
- |
14 – 15 |
69 |
62 |
6 – 7 |
67 |
50 |
15 – 16 |
65 |
58 |
7 – 8 |
87 |
74 |
16 – 17 |
27 |
50 |
8 – 9 |
67 |
54 |
17 – 18 |
56 |
20 |
9 – 10 |
57 |
27 |
18 – 19 |
47 |
40 |
10 –11 |
24 |
50 |
19 – 20 |
23 |
47 |
11 – 12 |
51 |
54 |
20 – 21 |
10 |
22 |
12 – 13 |
61 |
58 |
21 – 22 |
- |
17 |
13 – 14 |
63 |
61 |