Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Организация внутрифабричного транспорта в текстильной промышленности
На предприятиях текстильной промышленности в условиях непрерывного производства необходимо перемещать большое количество грузов со складов в производственные помещения, из одного цеха в другой, с предшествующего технологического перехода на последующий, из производства в склад готовой продукции. Эти перемещения осуществляются с помощью внутрифабричного транспорта.
Организация внутрифабричного транспорта и четкая его работа оказывают большое влияние на экономику предприятия. Время, затрачиваемое на внутрипроизводственные перевозки, непосредственно влияет на производственный цикл, размер незавершенного производства, величину оборотных средств, их оборачиваемость.
На большинстве текстильных комбинатов затраты труда на транспортировку грузов очень значительны. В льнопрядении, например, трудоемкость транспортных операций составляет около 5% общей трудоемкости продукции, а в ткацком и отделочном производствах – около 15%. Если в хлопчатобумажной промышленности рабочие, занятые транспортировкой грузов и обслуживанием транспортных средств, составляют 5-7% численности производственных рабочих, то в льняной 8-15%. К тому же следует учесть, что транспортные операции нередко выполняют и основные рабочие. В улучшении организации внутрифабричного транспорта заложены большие резервы для повышения производительности труда, снижения трудоемкости продукции и ее себестоимости.
Основными объектами транспортировки на текстильных предприятиях являются сырье, полуфабрикаты и готовая продукция. Помимо основных видов транспорта на предприятиях широко используется также пневматический транспорт. Он обеспечивает перемещение материалов по трубам потоком воздуха. На текстильных фабриках он используется для транспортировки разрыхленного волокна и отходов производства (например, транспортировка волокна в механизированные лабазы, смеси из питателей к трепальным машинам, отходов из-под трепальных и чесальных машин к сборнику отходов). Пневмотранспорт значительно сокращает потери и улучшает качество сырья благодаря дополнительному рыхлению и очистке его в процессе транспортировки, облегчает и оздоровляет условия труда в производстве, повышает его производительность.
Количество транспортных средств прерывного действия (Мтр.п) определяется по формуле:
Мтр.п = Гtр / (ВтрТсмКпер),
где Г – грузооборот брутто (вместе с массой тары), т или кг за смену; tр – длительность одного рейса (в оба конца с учетом погрузочно-разгрузочных операций), мин; Втр – единовременная вместимость единицы данного вида транспортных средств, т или кг; Тсм – продолжительность рабочей смены, мин; Кпер – коэффициент, учитывающий перерывы по техническим причинам (ремонт, смазка и т.п.).
Для определения количества транспортных средств непрерывного действия (Мтр.н) применяют формулу:
М тр.н = Г / (ПтрТсм),
где Птр – производительность транспортного средства в час, т или кг.
На текстильных предприятиях в последние годы проведена большая работа по комплексной механизации и автоматизации трудоемких транспортных операций. При этом каждая из фабрик решает эти вопросы применительно к условиям своего производства: расположения технологического оборудования, конструкции зданий (высота производственных цехов, сетка колонн, конструкция и надежность перекрытий), количества грузов и характера грузопотоков, безопасности обслуживания транспортных средств.