Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Способы проложения промерных галсов
Створы обеспечивают прокладку как параллельных, так и радиальных галсов.
Разбивку створов производят по пикетам специально проложенной магистрали. Магистраль прокладывают в виде прямой линии перпендикулярно направлению галсов или соответственно изгибам берега в виде ломаной линии под различными углами к направлению галсов.
Углы магистрали можно измерять 30-секундным теодолитом одним полуприемом. Расстояния по магистрали измеряют мерной лентой, стальным линем или дальномером.
Магистральные пикеты устанавливают через расстояния 1, равные междугалсовым расстояниям, при перпендикулярном к направлению галсов расположении магистрали или через расстояния когда магистраль прокладывают под углом 90° + к направлению галсов.
Створы на местности обозначают щитами или вехами, устанавливаемыми от магистральных пикетов с помощью теодолита, секстана или
эккера под углом к магистрали 90° или 90° +. Разнос d створных знаков вдоль створной линии должен быть не менее
(3.1)
где D — расстояние от переднего знака до конца галса.
В некоторых случаях, когда характер рельефа или растительность препятствуют выставлению обоих створных знаков на берегу, передние створные знаки могут быть отмечены вехами (буями) на воде.
Для проложения радиальных галсов створы разбивают путем установки передних или задних створных знаков веером через определенный угол от общего полюса в точке заднего или переднего створного знака.
Угол между линиями галсов рассчитывают по формуле:
(3.2)
где m — расстояние между галсами на внешнем крае обследуемого участка.
S — расстояние от полюса створных знаков до конца галса.
Для системы малорасходящихся радиальных галсов створы могут быть устроены с использованием отдаленного предмета в качестве общего заднего створного знака. Если при этом передние створные знаки устанавливают на
берегу (рис. 3.4), то для их установки разбивается магистраль .
Расстояния между точками на магистрали вычисляют по приближенной формуле
(3.3)
где d—среднее расстояние от береговой магистрали до отдаленного пункта, снимаемое с карты с точностью порядка 0,1 км.
D — средняя длина галсов, считая от пикетов на магистрали.
БЕРЕГОВЫЕ СТВОРНЫЕ ЗНАКИ
Рис.3.4 |
3.5.4 ПРОКЛАДКА ГАЛСОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ,
УКАЗЫВАЕМЫМ С БЕРЕГА
Прокладка галсов по направлениям, указываемым с берега, может применяться при промере:
— на отдельных участках с сильными течениями, где требуется покрытие частыми галсами, а применение других методов проложения галсов почему-либо неце1песообразно.
— у причалов, пристаней, в гаванях и узкостях.
При проложении галсов по направлениям, указываемым с берега, на берегу устанавливают теодолит, визирная ось которого направляется по линии галса. Катер удерживают на галсе, руководствуясь указаниями«право» или «лево», передаваемыми с теодолитного поста по радио или визуально, например флажками.
Действительной линией галса является линия, соединяющая точки определения места судна на галсе во время промера.
Разбивку галсов на местности производят от магистрали, прокладываемой так же, как при проложении галсов по створам