Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Предварительные соображения о вариантах трассы мостового перехода и конструкции моста
Город Сургут расположен на правом берегу р. Оби на расстоянии 750 км от г. Тюмени. Численность населения - 286 тыс. человек. Промышленный потенциал Сургутского региона определяется месторождениями нефти и попутного газа. Их потенциальные запасы оцениваются в несколько миллиардов тонн, при чем 31 месторождение относится к разряду уникальных. Кроме нефтегазодобы-вающих и перерабатывающих предприятий в районе расположено более десяти крупных производств с численностью работающих 1000 и более человек, существует 5,5 тыс. малых предприятий. Администрацией города и региона рас-сматриваются заявки и инвестиционные предложения по размещению на терри-тории региона целого ряда новых крупных предприятий. Таким образом, можно сделать вывод, что регион обладает мощным экономическим потенциалом и зна-чительными перспективами развития [39]. Существующая в настоящее время сеть меридиональных автомобильных дорог обеспечивает движение по маршруту Тюмень-Тобольск-Сургут-Уренгой, при этом единственным местом с сезонньм режимом работы была переправа через р. Обь на участке Сургут-Нефтеюганск. В периоды осеннего ледостава и весеннего паводка перерывы в движении составляли 45-60 и более дней. Строительство автодорожного моста через р. Обь в районе Сургута являлось главной транспортной проблемой региона, и значение его ввода в эксплуатацию через Обь, не имеющую на протяжении нескольких тысяч километров (от Новосибирска до впадения в Обскую Губу) постоянных мостов, трудно переоценить.
Технико-экономическое обоснование строительства автодорожного моста через р. Обь в районе Сургута разрабатывалось институтом "Гипротрансмост". Работа выполнялась в два этапа. На первом этапе решались вопросы выбора места перехода, на втором более подробно прорабатывался рекомендованный вариант. Такая постановка вопроса полностью оправдала себя, так как позволила значительно сократить как затраты на проектно-изыскательские работы, так и время разработки.
В результате сбора, обработки архивных материалов и предварительной проработки вопроса было намечено четыре варианта трассы, по результатам экономических изысканий определена категория дороги, разработаны план, продольный профиль, поперечные сечения земполотна, определены схемы мостов, проведены конструктивные проработки, вычислены объемы работ и сравнительные стоимости по всем вариантам. Сравнение вариантов проводилось по экономическим показателям с учетом экологических критериев. Разработанное экологическое обоснование места размещения объекта включало в себя характеристику района строительства, оценку его влияния на окружающую природную среду, обоснование места размещения трассы (с подсчетом условного экономического ущерба). Также была составлена декларация о намерениях.
В результате сравнения наиболее целесообразным (минимальная приведённая стоимость и минимальный условный ущерб) оказался вариант трассы № 2, створ моста по которому расположен в 35 м ниже существующего моста на железно-дорожной линии Тюмень-Сургут. Проведенное социологическое исследование показало, что более 90% респондентов поддерживают как саму идею строительства моста, так и его предполагаемое местоположение. По результатам первого этапа технико-экономического обоснования (ТЭО) и работы комиссий администраций Сургутского и Нефтеюганского районов были подписаны акты выбора трассы, которые рекомендовали к дальнейшей проработке вариант №2.
Протяженность трассы по рекомендованному варианту - 14,8 км, трасса запроектирована по параметрам автодорог II категории, ширина насыпи 15 м, проезжей части - 7,5 м, мост через р. Обь и путепроводы имеют габарит 11,5 м и два служебных тротуара по 0,75м. В состав комплекса входят: 12,7 км подходов, мост через р. Обь (1982 м), два малых моста, два автодорожных и один железнодорожный путепровод, притрассовые очистные сооружения индивидуальной проектировки (на участках подходов в водоохранной зоне), пункты оплаты проезда, пост ГИБДД, мотель на 100 мест, автозаправочные станции. На левом берегу трасса, проходя по пойме, примыкает к промысловой дороге, ведущей к авто-дороге Островная-Нефтеюганск. На последнем километре перед мостом трасса выходит к железной дороге и следует параллельно ей.