Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Предварительные соображения о вариантах трассы мостового перехода и конструкции моста
Необходимость разработки альтернативного типа фундаментов заставила обратиться к решениям, не традиционным для строительной практики нашей страны. После анализа мирового практического опыта сооружения конструкций фундаментов глубокого заложения в условиях проведения работ генподрядной организацией наиболее приемлемым представился вариант с использованием опускных колодцев ячеистой конструкции.
Ячеистый фундамент состоит из стальных труб, которые соединяются между собой посредством стыков в форме замкнутого круга большого диаметра и погружаются в несущий слой. Затем погруженные трубы и стыки бетонируются по обычной технологии, после чего разрабатывается грунт внутри колодца, бетонируется тампонажная пробка и откачивается вода. Параллельно с откачкой воды устанавливаются распорки, и насухо бетонируется железобетонная диафрагма, объединенная со стенками колодца. Предложенный вариант фундамента состоял из двух колодцев диаметром 1480 см каждый. Наверху колодцы соединялись между собой железобетонной плитой, на которой сооружалось тело опоры. Сооружение фундамента ведется без применения шпунта под защитой стенок ячеистого колодца, которые впоследствии срезаются на уровне обреза фундамента. В миро-вой практике фундаменты такого типа сооружаются, начиная с шестидесятых годов XX века, и по указанной технологии построены уже десятки мостов. С целью отработки этой технологии применительно к мосту через р. Обь была разработна рабочая документация на проведение опытных работ по сооружению данной конструкции.
Тело опор в пределах переменного горизонта воды имеет сборно-монолитную конструкцию с контурными блоками облицовки по проекту №537 РЧ. Выше монолитного железобетонного прокладного ряда сооружается железобетонная рама (с низовой стороны) под установку автодорожного пролетного строения. С верховой стороны было зарезервировано место для сооружения рамы под железнодорожное пролетное строение (рис. 1.3).
Фундаменты устоев и промежуточных опор были запроектированы на забивных сваях диаметром 60 см. Устои под железную дорогу и рамы под второе пролетное строение на данном этапе строительства не сооружались - это было предусмотрено при возведении второго главного пути железной дороги.
Неразрезное металлическое пролетное строение представляет собой однокоробчатую балку, состоящую из двух главных балок L-образного сечения высотой 3620 мм, ортотропных плит проезжей части и нижних ребристых плит. Расстояние между главными балками - 5284 мм, между несущими поперечными балками - 3000 мм. Расположенные внутри коробки поперечные связи выполняют двойную функцию: поддерживают нижнюю ребристую плиту и обеспечивают жесткость поперечного сечения коробки на воздействие крутящих моментов, возникающих от несимметричных нагрузок. Монтажные стыки главных балок были приняты комбинированными, т.е. вертикальные листы объединяются высокопрочными болтами, а горизонтальные листы - монтажной сваркой. Вес основных конструкций пролетных строений 13,1 тыс. т, объем бетона и железобетона опор - 77,4 тыс. м3.
Рис. 1 .3. Поперечные сечения проектируемого и существующего железнодорожного моста через р. Обь
Опоры на глубоководной части русла предполагалось сооружать с применением самоподъемных платформ ПМК-67 или на островках в шпунтовом ограждении. На мелководной части должен устраиваться мостик из элементов МИК-П. Монтаж пролетных строений должен вестись с двух берегов к середине без временных опор. На период монтажа пролетное строение должно быть усилено жесткм шпренгелем, а для уменьшения прогиба предусмотрен аванбек.
Опоры малых мостов и путепроводов - безростверковой конструкции, пролетные строения объединены в температурно-неразрезную систему.
Экологическое обоснование проектных решений с оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС), разработанное по рекомендованному варианту, позволило свести к минимуму негативные последствия строительства и эксплуатации мостового перехода. По рекомендациям ОВОС в состав ТЭО были включены два водопропускных моста на левобережном подходе, притрассовые очистные сооружения и водоотводные лотки на пойменных участках насыпи, противошумные экраны, лесозащитные насаждения. Разработано "Заявление об экологических последствиях"