Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Изготовление металлических конструкций пролетных строений
ЗАО "Курганстальмост" изготовило и поставило весь объем металлоконструкций пролетных строений для автодорожного моста через р. Обь у г. Сургута. Объем поставок составил: в 1997 г. - 2527 т; в 1998 г. - 5109 т; в 1999 г. - 8717 т; в 2000 г. - 880 т. Всего поставлено 17233 т, в том числе 350 тыс. комплектов высокопрочных болтов, гаек, шайб. При изготовлении конструкций было сварено более 80 км швов.
Особый интерес представляет опыт изготовления конструкций двухстоечного пилона и балки жесткости вантового пролетного строения. В процессе подготовки производства по изготовлению элементов пилона в первую очередь, совместно со строителями и проектировщиками, были определены основные технологические базы, что позволило обеспечить качественное выполнение монтажных работ с безусловным соблюдением геометрических размеров. Кроме того, учитывая особую сложность конструкций, было решено все элементы пилона подвергнуть в заводских условиях поэтапной пространственной контрольной сборке в объеме не менее трех блоков с использованием последнего блока из данного комплекта для следующего этапа.
Для проведения контрольной сборки опорных анкерных блоков был спроектирован и изготовлен стенд из универсальных плит с ортогонально рас положенными пазами для крепления на них технологической сборочной оснастки, позволившей провести контрольную сборку с объединением элементов при минимальных отклонениях - не более 2 мм.
Особая точность при изготовлении должна быть обеспечена в связи с наличием в конструкции вертикальных связей. Отделом главного технолога были разработаны специальные карты замеров с указанием в них проектных размеров по выбранным контрольным точкам. По результатам контрольных сборок все замеры фиксировались в этих картах и передавались строителям.
Изготовление П-образных элементов стоек пилона имело ряд технологических особенностей. В частности, так как все основные элементы объединяются .сваркой с полным технологическим проваром, потребовалось увеличение объемов механической обработки с обеспечением высокого качества выполнения сварочных работ. Возникающие при этом большие тепловложения приводят к образованию сварочных деформаций, что в свою очередь связано с дополнительной правкой. Эти деформации сначала определялись теоретически еще на стадии разработки технологического процесса, а затем при изготовлении первых блоков они сравнивались с фактически появившимися деформациями, после чего вносились не-обходимые коррективы в технологическую документацию.
Достаточно сложная конфигурация элементов пилона потребовала применения газорезательных машин с числовым программным управлением, а так как на многих элементах необходима была и разделка кромок под сварку, то появилась необходимость в механической обработке. Монтажная сборка блоков пилона на высокопрочных болтах связана со сверлением большого количества отверстий, в то же время сварочные деформации неизбежно приводили к появлению усадок, которые при изменении толщины элементов было сложно подсчитать. Поэтому сверление отверстий, определяющих геометрию конструкции в целом, на заводе были вынуждены выполнять после полного изготовления элементов, а в элементах, которые изменяют направления стоек пилона, на контрольной сборке использовать так называемые полуслепые накладки, т.е. накладки, в которых часть отверстий сверлилась после контрольной сборки по месту. Особая сложность была связана с изготовлением элементов пилона с узлами крепления вант, так как в этом случае необходимо обеспечить не только нормальную собираемость самого узла крепления вант, но и всех элементов, объединяемых в данном поперечном сечении на высокопрочных болтах, исключив при этом депланацию в стыках.