Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Сварочные работы при изготовлении металлических конструкций моста
При сооружении моста выполнен большой объем работ с применением монтажной сварки металлических конструкций пролетных строений моста как при укрупнении элементов заводского изготовления в блоки на берегу, так и при сборке блоков в пролете. В целом, общая протяженность стыковых монтажных сварных соединений толщиной только 12-32 мм (включительно) составила более 25км. Причем, все эти швы — стыковые 1-й категории и подвергались по всей длине тщательному контролю всеми методами, в том числе и методом ультразвуковой дефектоскопии (УЗД), а отдельные (наиболее сложные) зоны сварных стыковых соединений — методом просвечивания проникающими излучениями. Примерно 98% монтажных сварных стыко-вых соединений выполнялось автоматической сваркой под флюсом и только 2% — ручной дуговой сваркой. Кроме монтажных сварных стыковых соединений на объекте имелись и монтажные сварные тавровые и угловые соединения, которые производились в основном ручной дуговой сваркой. Общая протяженность всех монтажных угловых швов составила около 1 км.
Все стальные конструкции моста, включая и наиболее сложную вантовую часть, изготовлены заводом "Курганстальмост" АО "Мостостройиндустрия" качественно, что обеспечило удовлетворительную сходимость элементов в монтажных стыках. Несмотря на это и учитывая климатические условия региона, где велось строительство моста, инженерам АО "Мостострой-11" пришлось приложить немало усилий для решения сложных сварочных проблем. Штаб, созданный руководством АО "Мостострой-11" для комплексного решения проблем, связанных с применением монтажной сварки, в первую очередь обеспечил организацию сварочных участков сначала на правом, а затем и на левом берегу Оби. Одновременно в Воронежском отделе сварки НИЦ "Мосты" ЦНИИС на реальных толщинах и моделях узлов пролетных строений в соответствии с чертежами КМ ОАО "Гипротрансмост" проводились комплексные опытно-экспериментальные исследования по разработке технологии и режимов автоматической сварки под флюсом монтажных сварных соединений конструкций пролетных строений моста сначала для балочной, а затем и для Байтовой части моста с учетом специфики конструктивных решений и климатических особенностей.
По результатам проведенных исследований был разработан "Технологический регламент по технологии сборки и сварки монтажных соединений конструкций пролетных строений автодорожного моста через Обь в районе Сургута", согласованный с авторами проекта моста и утвержденный заказчиком. Организованный в АО "Мостострой-11" "сварочный штаб" оперативно решил комплекс сложнейших вопросов по приобретению сварочной аппаратуры, материалов, станков, электроаппаратуры и приборов; по разработке и изготовлению специальной технологической оснастки для сборки и сварки монтажных соединений и др. В результате, несмотря на отсутствие в АО "Мостострой-11" достаточного опыта монтажной сварки конструкций стальных пролетных строений, уже через 1,5 месяца вМостоотряде №29 АО "Мостострой-11" был создан полноценный сварочный участок на правом берегу Оби (балочный участок моста), укомплектованный материалами, сварочной аппаратурой, оснасткой, приборами и др.
В конструкции балочных пролетных строений моста сварные монтажные соедине-ния предусмотрены в стыках верхнего и нижнего поясов главных двутавровых балок, в стыках листа настила ортотропных и ребристых плит с верхними и нижними пояса-ми главных балок, в поперечных и продольных стыках листа настила ортотропных и ребристых плит, в продольных ребрах ребристых (нижних) плит, а в вантовой части — во всех продольных стыках горизонтального листа нижнего и верхнего пояса коробки, по продольным стыкам наклонных стенок коробки, в поперечных стыках верхних поясов стыкуемых укрупненных коробчатых монтажных блоков. До начала работ по сборке и сварке конструкций моста "Мостострой-11" направил своих рабочих-сварщиков и ИТР в НИЦ "Мосты" ЦНИИС на обучение и аттестацию. В Воронежском отделе сварки НИЦ "Мосты" было подготовлено и аттестовано свыше 50 человек по профессии "Сварщик на автоматических машинах", которые затем успешно работали на строительстве моста.
Береговой пролет вантовой части моста собирался и сваривался на сплошных подмостях, а сборка балки жесткости выполнялась методом навесного монтажа из укрупненных трапециевидных блоков с использованием автоматической сварки верхних плит блоков между собой, что в России осуществлялось впервые в условиях северного исполнения .
В соответствии с разработанным НИЦ "Мосты" ЦНИИС "Технологическим регламентом" на данном объекте впервые в практике отечественного мостостроения: условиях северного исполнения была для большого объема сварочных работ применена технология автоматической сварки монтажных соединений под флюсом с применением гранулированной металлохимической присадки (МХП). Применение МХП для монтажной автоматической сварки стыков на этом объекте позволило: