Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Сварочные работы при изготовлении металлических конструкций моста
— обеспечить качество монтажных сварных стыковых соединений (стыковые швы принимались с первого предъявления) и требуемые механические свойства (путей варьирования химического состава МХП и других сварочных материалов) для конструкций северного исполнения А;
— существенно снизить уровень остаточных сварочных напряжений, как в стыковом шве, так и в околошовной зоне, что уменьшило угловые и линейные деформации стыкуемых конструкций и, тем самым, сократило объем термической и термомеханической правки конструкций;
— проводить монтажную сварку стыковых соединений толщиной 12 и 14мм за один проход сварочного автомата (для проката по ГОСТ 6713) с одновременным формированием лицевой и обратной сторон стыкового шва;
— сваривать монтажные стыки конструкций толщиной до 16 мм включительно без разделки свариваемых кромок, тем самым исключив подготовку разделки (газовая резка, строжка или фрезеровка) монтажных свариваемых кромок стыка на заводе-изготовителе конструкций и на стройплощадке;
— упростить сборку под сварку монтажных стыковых соединений, так как ширина сварочного зазора может колебаться по длине стыка (L=10-15 м) под автоматическую сварку на высоких погонных энергиях (при силе сварочного тока 800-850 a) в достаточно широком диапазоне — от 5-6 мм до 12 мм; это обстоятельство очень важно для монтажной сборки и автоматической сварки конструкций моста через 06ь в Сургуте, поскольку такое конструктивное решение вантовой части моста было применено в России впервые.
Односторонняя автоматическая стыковая сварка конструкций моста через Oбь выполнялась, как было указано, с применением МХП и высоких погонных энергий на специальных комбинированных медных подкладках конструкции НИЦ "Мосты" ЦНИИС. Комбинированная спецподкладка включает в себя листовую медь, стеклоткань и обычное оконное листовое стекло. Разработанная НИЦ "Мосты" и примененная на мосту через Обь в Сургуте технология сварки на комбинированных спецподкладках позволила получить высококачественное формирование обратного валика стыкового монтажного шва толщиной от 12 до 32мм включительно с очень плавными естественными переходами обратного валика к основному металлу, что почти полностью исключило механическую обработку обратного валика монтажных сварных швов шлифомашинками в потолочном положении. При этом автоматическая сварка под флюсом на спецподкладках дала возможность получить весь комплекс механических свойств монтажных сварных стыковых соединений в соответствии с требованиями нормативных документов для конструкций северного исполнения А. Следует отметить, что АО "Мостострой-11" в течение всего срока монтажа и сварки конструкций моста строго соблюдал требования "Регламента" по проверке каждой новой партии поступивших на участок сварочных материалов путем сварки контрольных технологических проб, которые затем отправлялись в Воронежский отдел сварки НИЦ "Мосты" ЦНИИС на испытания.
Комплексная технология односторонней автоматической сварки по достоинству бы-ла оценена мостостроителями как на правом берегу Оби (Мостоотряд №29), так и на левом (Мостоотряды №87 и №15); применение ее позволило уменьшить трудоемкость сварки монтажных стыковых соединений почти на 70%, существенно сэкономить материальные и энергетические ресурсы и обеспечить сжатые сроки строительства.
Особенно следует отметить два новых конструктивно-технологических решения в области сварного мостостроения, которые впервые применены в России на объекте в условиях северного исполнения:
— применение монтажной автоматической стыковой сварки коробчатых трапециевидных блоков вантового пролета массой 80 т внавес; поэтапно отрабатывались технологические особенности выполнения такой монтажной автоматической сварки и теперь с полной уверенностью можно сказать, что эта технология монтажа и сварки уникальных конструкций пролетных строений стальных мостов имеет полное право на дальнейшую жизнь как в условиях их обычного, так и северного исполнения;
— разработка и изготовление сотрудниками НИЦ "Мосты" ЦНИИС (Воронежским отделом сварки) для балочных пролетных строений моста через Обь в Сургуте специальных сварочных автоматов с удлинителем.
Сварочными автоматами выполнялась монтажная сварка всех стыков нижних поясов главных двутавровых балок через технологическое окно в стенке балки. Конструкция и электрическая схема этих автоматов принципиально отличаются от всего того, что ранее использовалось в мостостроении России. Новые сварочные автоматы (см. фото 40) имеют независимые самостоятельные механизмы подачи сварочной проволоки и движения трактора, в них изменена конструкция сварочного мундштука и применены новые решения в конструкции и в электрической схеме. Практика применения этого нового индивидуального сварочного автоматического оборудования показала высокую его надежность, стабильность в работе по механическим и электрическим параметрам, что позволило получить высококачественные бездефектные монтажные швы нижних поясов главных балок на балочной части моста.