Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Дальнейшие рыночные изменения
Вместимость ГАЗ-322132 маленькая (всего 13 мест), а спрос был неудовлётворён, то есть потенциал прибыльной транспортной работы (то есть сколько ещё можно перевезти, получая прибыль) был положительным. Частные перевозчики решили эксплуатировать эффект экономии от масштаба дальше: увеличивать число посадочных мест. Последние пять лет в городах начали появляться ПАЗ-3205 (36—42 посадочных мест, из них 21—25 для сидения). Важным отличием было то, что там были и стоячие места, то есть это уже был автобус. В крупных городах последние пару лет начали массово появляться микроавтобусы «Форд Транзит» (18 для сидения и ещё 5 для стояния) и «Мерседес Спринтер» (столько же), а в менее «богатых» — «ИВЕКО Дейли» (19 и ещё 7) и «Богдан-ISUZU» (22 и ещё 23 или 27 и ещё 8).
Все эти типы подвижного состава инженерно не приспосабливались для городских перевозок, это автобусы пригородного сообщения (пригород — город, город — город): эргономика (устройство) салона такова, что она не позволяет осуществить быстрый пассажирообмен с платформой. В некоторых уникальных случаях частные перевозчики закупают новый ПАЗ-3237 (16 и ещё 39), но стоит он 2 210 000 рублей. А двойной (articulated) ЛиАЗ-6212 (33 и ещё 145) стоит 4 340 000 рублей. Это уже инженерно «городские автобусы».
Когда говорят о классе подвижного состава по эргономике (устройству) салона, то речь идёт о таких вещах, как пассажирообмен (препятствия внутри, количество дверей на посадку и высадку, высота от УППП, уровня постоянной поверхности пола, то есть земли) и о том, как пассажиры распределяются внутри салона (проходы и расстановка мест).
Табл. 1 — Примерная стоимость и вместимость основных типов подвижного состава частных перевозчиков на сегодняшний день | ||||
Класс по эргономике салона и пассажирообмену |
Модель |
Графическая вместимость (чел.) |
Примерная цена (руб.) |
Требуемая норма возврата от пассажира (на 1 000 руб.) |
Пригородные («старые») |
ГАЗ-32132 |
13 |
400 000 |
31 |
Пригородные («новые») |
«ИВЕКО Дейли» |
26 |
450 000 |
17 |
«Транзит» |
23 |
1 000 000 |
44 | |
«Спринтер» |
23 |
1 530 000 |
66 | |
ПАЗ-3205 |
42 |
590 000 |
14 | |
Малые городские |
«Богдан-ISUZU» |
45 |
1 150 000 |
25 |
ПАЗ-3237 |
55 |
2 210 000 |
40 | |
Традиционные городские |
ЛиАЗ-5256 |
110 |
1 870 000 |
20 |
ЛиАЗ-6212 |
178 |
4 340 000 |
24 |