Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Модель «Форд Т»
Став во главе «Форд мотор», он поставил перед собой задачу – создать автомобиль, доступный каждому. Ведь до Форда автомобиль оставался преимущественно дорогостоящим предметом роскоши, собираемым в небольших количествах квалифицированными умельцами.
«Форд мотор компани» в 1903 – 1908 годах производила восемь различных моделей автомобилей: модели «А», «В», «С», «F», «K», «N», «R» и «S». Но именно модель «Т» стала автомобилем, пересадившим Америку за руль.
Первый серийный автомобиль марки«Т» был собран 1 октября 1908 года, последний – 26 мая 1927 года, всего было выпущено 15007033 экземпляра. [7] Ещё этот автомобиль американцы называют «жестянка Лиззи»: так прозвали недорогую, безотказную, всегда выкрашенную в чёрный цвет (быстрее сохнет) машину – по аналогии с распространённым в то время именем чернокожей служанки. Непосредственными разработчиками автомобиля были Джон Гелемб и Гарольд Виллс, испытаниями занимался сам Генри Форд.
Рассчитывая на массового покупателя со средним достатком, Форд отказался от дорогой отделки и от всяческих излишеств. Он добился полной стандартизации и взаимозаменяемости деталей, которые изготовлялись с высокой точностью и подходили к любой выпущенной ранее модели. Это облегчало сборку и удлиняло срок службы автомобиля. Форду удалось понизить вес и увеличить прочность за счёт применения ванадиевой стали, мобилизовать все внутренние ресурсы, сделав их источниками прибылей и полного самофинансирования предприятия.
Высокая прибыльность производства и дешевизна автомобилей «Т» в первую очередь определялась низкой себестоимостью продукции. Всё благодаря прекрасной конкурентной инициативе Форда – назначение розничной цены применительно к уровню собственных издержек, а поскольку издержки постоянно снижались, то снижались и розничные цены автомобиля, независимо оттого, что делали в данный момент конкурирующие фирмы.
Доходы вкладывались в расширение производства, которое давало новые прибыли за счёт увеличения объёма продажи, а он, в свою очередь, возрастал за счёт снижения цен. Значительный источник экономии он нашёл и в том, чтобы максимально приблизить свои заводы к рынкам сбыта. На внешние рынки и в отдалённые места страны отгружались не готовые автомобили, а их узлы и детали, собираемые на местах.
Если стандартизация и взаимозаменяемость деталей, увеличение объёмов производства и продаж как фактор снижения издержек повышения эффективности предприятия были известны ранее, то внедрение Фордом в 1913 году сборочного конвейера стало новой, современной формой организации уже не просто массового, а поточного производства. Именно оно обеспечило компании Форда невиданный коммерческий успех и выделило его предприятия из множества других. Конвейерный метод дал гигантское ускорение выпуску автомобилей – 1000 в день и больше, которые в первую очередь стали достоянием среднего класса. Это радикально изменило отношение к автомобилю: из предмета роскоши он превратился в массовое средство передвижения. Индивидуальный автомобиль стал более массовым средством передвижения, чем общественный транспорт; обусловил революцию в дорожном деле, повлиял на градостроительные принципы, стимулировал рост металлургической, стекольной, резиновой, лакокрасочной и нефтяной промышленности, возникла индустрия автосервиса. Благодаря автомобилю изменился образ жизни и сделался более содержательным досуг средних американцев, которые могли приобщиться к некоторым ценностям, доступным ранее только богатым.