Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Модель «Форд Т»
Форд вряд ли заимствовал основы рациональной организации труда из трудов Ф. У. Тейлора о принципах научного менеджмента (хотя с их системах много общего). Повышение производительности труда за счёт его рациональной организации и Тейлор, и Форд считали важнейшей задачей, а главным стимулом к такому труду они видели в высокой заработной плате.
В январе 1914 года Форд ввёл для своих рабочих самую высокую заработную плату – 5 долларов в день при продолжительности рабочего дня 8 часов. Новая система оплаты труда не привела к удорожанию автомобилей и деньги на неё выделялись из расчётных прибылей компании.
Конечно, Форд не делал модель «Т» в одиночестве, а с помощью сотен поставщиков, тысяч дилеров и десятков тысяч рабочих. Он делал её в окружении талантливейших инженеров (например, Джеймс Кузан). Конвейер предложил Гарольд Виллс, который подсмотрел идею непрерывного производственного процесса на чикагских бойнях, где конвейер обеспечивал непрерывную подачу свиных туш на разделку.
Организационные, технологические и финансовые решения Форда соответствовали «промышленной революции» в его понимании. Он продавал автомобили и собственным рабочим, потому что был заинтересован в их платёжеспособности и прямом участии в управлении различными сторонами своего производства.
Значение автомобиля «Т» в истории экономики США и заключается в том, что он впервые создал плотно заполненный и потому реальный и предсказуемый автомобильный рынок, на котором уже действовали не только разрозненные конкурентные инициативы, действовало конкурентное стратегическое планирование. В итоге автомобилестроение в США превратилось в ключевую отрасль национальной экономики.
Тем не менее, автомобиль «Т» неизбежно устаревал, да и автомобили у конкурентов становились всё более совершенными. Наконец, 26 мая 1927 года Форд объявил, что производство автомобиля «Т» прекращается, что породило кризисные последствия: производство машин в США упало сразу в 2 раза, сильно пострадали смежные отрасли промышленности и экономика в целом.
Так закончилась жизнь «жестянки Лиззи» на конвейере и началась другая жизнь – в истории автомобилестроения, где вся эта эпопея считается ярким и поучительным уроком эффективного проектирования, производства и сбыта нового продукта. [14] [10]