Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Форд и социализм
У генри Форда была сильная социалистическая жилка, имеющая два корня.
Во-первых, сам он был рабочим человеком и, до того как к нему в голову пришли организационно-производственные идеи, прозябал в глубинке в роли простого фермера и механика. Ничего никогда не читал, кроме школьной христианской хрестоматии и «Бэмби». Терпеть не мог умников и отказался давать своим детям высшее образование. Ненавидел долгие дискуссии и принимал решения быстро, полагаясь на интуицию. Он был абсолютно невежественен во всём, кроме автомобилей. Совершенно не знал, например, американскую историю.
Во-вторых, у него была фундаменталистская закваска. Его христианство было самодельным – типично по-американски. Ему был свойствен сектантский коллективизм. [5]
Форд реализовал в своей вотчине много социальных схем. В 1914 году был создан «социологический отдел» во главе с бывшим священником С. Маркуисом. С его помощью Форд стал отучать своих рабочих от злоупотребления алкоголем, и даже курения. Он считал, что эти пороки ведут к деградации работника. Сотрудники отдела следили за тем, чтобы рабочие обеспечивали свои семьи, а их жёны поддерживали в домах чистоту и порядок. Специальная комиссия обходила жилища рабочих и собирала о них самые разнообразные сведения. Наилучшей рекомендацией считались трезвый образ жизни, счёт в банке, приобретение собственного дома и, конечно, автомобиля «форд», а также хорошие отзывы родственников и соседей.
Повышение заработков вызвало большой энтузиазм у рабочих. Высокую заработную плату Форд считал необходимой для стабильности предприятия, и в 1919 году повысил минимальный заработок до 6 долларов в день, а ещё через 10 лет – до 7 долларов. [14]
В отличие от многих предпринимателей американского Севера, Форд охотно брал на работу негров и инвалидов, которые особо чутко воспринимали патернализм. Иностранцев учили английскому языку, рациональному ведению домашнего хозяйства, экономии, планированию семейного бюджета. У Форда здесь был свой расчёт – воспитать предубеждение против профсоюзной агитации. Он объявил профсоюзы и другие рабочие организации величайшим злом и не допускал их функционирования на своих предприятиях. Благотворительность же он не считал действенным способом лечения социальных болезней. Если человек способен и хочет трудиться, то задача предпринимателя – предоставить ему такую возможность.
В 1916 году Форд учредил Промышленную школу для подростков и юношей 12 – 18 лет. Треть учебного времени отводилась на общеобразовательные дисциплины, и две трети – на практические занятия и работу в мастерских. Даже уроки арифметики и географии преподавались на материале конкретных производственных задач компании. Выпускникам школы гарантировалась занятость. Кстати и сама эта школа работала по принципу самоокупаемости. «Максимум услуг за минимальную плату» - таков был девиз учреждённой Фордом в 1914 году клиники, где всем пациентам предоставлялись комфортные условия, а планировка здания была продумана так, чтобы сиделка, обслуживая больных, делала как можно меньше лишних движений – подобно рабочему на конвейере. [14]
«Режим жизни на его заводах и в целых городах, зависевших от этих заводов, был поразительно похож на советский, если не на гулаговский. Вместе с тем он ненавидел СССР, и все его социальные инициативы были направлены на то, чтобы его родная кондовая Америка не пошла, боже упаси, по советскому пути». [5]
По представлениям Форда, у экономического процветания, к которому ведёт массовое производство, был сильный и коварный враг - «международное еврейство», соблазняющее людей рецептами нетрудовой, «непроизводительной» наживы (банкиры) и само наживающееся на чужом труде, создавая торговый и денежный капитал, с помощью которого стремиться господствовать над миром.
В 1921 – 1924 гг. в финансируемой Фордом газете «Dearborn Independent» появилось множество статей о «еврейском заговоре» против Америки и всего мира. Были опубликованы и пресловутые «Протоколы сионистских мудрецов». После антисемитской компании в царской России это была крупнейшая попытка реанимировать черносотенные настроения. Главное доверенное лицо Форда – его секретарь Э. Г. Либолд привлёк к сотрудничеству антисемита из России Б. Бразоля и официально заверил американских читателей, что «Dearborn Independent», печатающая статьи по данному вопросу, является собственной газетой Генри Форда и он утверждает всё, что в ней пишется. Это заявление было завизировано Фордом. [14]