Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Форд и социализм
Пропагандистская затея Форда, как и многие другие его политические начинания, потерпела фиаско. В США он нашёл сочувствующих только среди ку-клус-клановцев и им подобных, а за рубежом – у фашистов. Юрист У. Шапиро подал на Форда в суд, а известный кинопромышленник У. Фокс пригрозил ему выпуском на экран скандальной кинохроники об авариях фордовских машин на дорогах страны.
Автобиография «Моя жизнь мои, достижения» полна антисемитских откровений, очень похожих на соответствующие пассажи в «Майн кампф». Судя по всему, Гитлер заимствовал кое-что у Форда. Нацисты хорошо знали, что Форд антисемит и следили за его эскападами с интересом и уважением. У Гитлера в кабинете висел портрет Форда и, в день его 75-летия – 30 июня 1938 года прислал ему высшую награду рейха для иностранцев – Большой крест. Генри Форд принял награду, расценив её как благодарность за выпуск «фордов» в Германии и за трудоустройство нескольких тысяч немцев.
В 30-е годы условия труда на заводах Форда значительно ухудшились: заработная плата уступала той, которую платили конкуренты, имели место всевозможные злоупотребления администрации: неодинаковая плата за один и тот же труд, сверхурочные работы без соответствующей компенсации, произвол при найме и увольнении, система слежки за рабочими и расправа с теми, кто пытался протестовать – вплоть до жестоких избиений.
Откат от патернализма к жестокому и бесконтрольному администрированию был связан с появлением в ближайшем окружении Форда новой, очень влиятельной личности – Гарри Беннета. Бывший моряк и боксёр-любитель, Беннет начал свою карьеру в компании Форда с 1921 года, когда был назначен начальником охраны завода в Ривер-Руж. Вскоре он стал главным телохранителем Генри Форда и его семьи и возглавил многочисленный штат «частной полиции», состоявшей из бывших уголовников, спортсменов, отставных военных и т. п. Беннет имел «своих людей» в преступном мире, и данное обстоятельство необычайно возвысило его в глазах стареющего Генри, решившего сделать этого субъекта своим доверенным лицом.
Именно Беннету Форд поручил «разобраться» с представителями профсоюза автомобилестроителей, которые пытались вести агитацию в Ривер-Руж. 26 мая 1937 года молодчики Беннета устроили нападение на группу профсоюзных активистов, среди которых были и такие известные деятели рабочего движения, как Р. Франкенштейн и У. Рейтер.
В апреле 1941 года возмущённые рабочие забастовали. Упорство бастующих, отказ президента Рузвельта прислать национальную гвардию для разгона «красных» и посредничество губернатора штата вынудили администрацию Форда сесть за стол переговоров. В конце июля Генри Форд уступил. Неожиданно для всех он сделал «жест доброй воли». Он не только согласился со всеми положениями коллективного договора, но и сам предложил установить наивысшую в отрасли заработную плату, ввести принцип «закрытого цеха» и перечислять взносы его членов в бюджет профсоюза автомобилестроителей. Профсоюзные деятели, в свою очередь, сняли все обвинения в адрес компании и приступили к деловому сотрудничеству с администрацией. С обеих сторон это был дальновидный шаг, поднявший репутацию Генри Форда – «как лучшего друга рабочих» - и авторитет его компании накануне вступления США во вторую мировую войну. [14]