Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Заключение
В 1943 году Генри Форд лишился единственного сына Эдселя, умершего после тяжёлой операции по поводу рака желудка. В 1945 году он передал свой пост президента компании своему внуку Генри Форду II, а 7 апреля 1947 года в 11.40 вечера скончался от кровоизлияния в мозг. Похороны состоялись тремя днями позже, и, по сути, превратились в события государственной важности. Законодательное собрание штата Мичиган прервало работу «в знак скорби по великому гражданину». Губернатор приказал приспустить флаги на государственных зданиях.
Тысячи людей толпились вокруг епископального собора Святого Павла в утро дня похорон, 10 апреля. В последний путь он отправился на «паккарде» 1942 года выпуска в сопровождении лимузинов «линкольн»! в день этот «паккард» привез Генри Форда на кладбище, все автомобильные конвейеры в США остановились на одну минуту. Было подсчитано, что семь миллионов рабочих прервали свою работу в тот день. Никогда раньше ничего подобного не происходило в связи со смертью американских предпринимателей и ничего подобного не повторилось. Это был прекрасный жест в память «Коперника автомобилестроения».
Трудно сказать, самому ли Форду или кому-нибудь ещё из его сослуживцев первому пришла в голову идея модели «Т», сборочного конвейера, 5-ти долларовой оплаты рабочего дня и других новаций, прославивших «Форд мотор компани» на весь мир. В период успешной деятельности компании под началом Форда работало не мало талантливых инженеров и менеджеров, но все лавры достались ему одному. Однако у Форда имелась своя оригинальная концепция автомобильного бизнеса, именно он определял цели и стратегию компании, принимал окончательные решения, какие проекты реализовать, а какие отбросить. Он мог компетентно судить обо всех производственных вопросах, так как прекрасно разбирался в технике и технологии автомобилестроения. Идея максимальной рационализации производства, как и понимание необходимости усовершенствовать отношения между капиталом и трудом, доказали свою жизненность.
Совершенствование автомобиля Генри считал основной задачей компании, а финансирование, продажу и менеджмент – производным и второстепенным. Будучи механиком по призванию, автомобильный король не сумел стать ни гибким коммерсантом, ни хорошим менеджером. Потребительские свойства выпускаемого продукта он поставил в зависимость от расширения и удешевления производства. «Дженерал моторс», в отличие от «Форд мотор компани», и другие конкуренты сумели поставить автомобильный бизнес на гибкую, динамичную основу маркетинга.
Ему мешало и однобокое, предвзятое отношение к финансовому капиталу, кредиту и ценным бумагам. Форд отбрасывал такой важный источник финансирования производства, как выпуск акций.
Доходя до всего «своим умом» и осуществляя волевое, единоличное руководство, он часто пренебрегал советами квалифицированных специалистов. Из научного менеджмента ХХ века он заимствовал исключительно рациональное построение производственного процесса, но игнорировал другие его направления.
Форд не уделял внимания подготовке профессиональных менеджеров, пренебрегал морально-психологическими факторами. Между тем ещё Тейлор подчёркивал, что никакую благотворительность рабочий не ценит так высоко, как дружеское общение с ним руководства; он специально останавливался на значении воспитания «более умелых и интеллигентных рабочих» и считал профсоюзы полезным элементом в гармонизации отношений между предпринимателями и рабочими. Ничего этого не было у Форда. Работа и только работа выполняет роль учителя и руководителя, а чтобы работать рука об руку, незачем «нравиться друг другу», повторял Генри Форд.
Конечно, такая крупнейшая компания как «Форд мотор компани» не могла обойтись без менеджмента, отлаженной системы управления в высшем и среднем звене, включая и филиалы компании. Но в целом фордовский стиль руководства был авторитарным, а принятие решений – интуитивным. Ни один промышленник не превзошел Форда в концентрации индустриальной мощи и ускорения производственного процесса, но не один так не цеплялся за устаревшую систему администрирования и допотопные методы ведения бизнеса.