Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Заключение
Зато интересы Генри Форда были намного шире и разностороннее, чем у любого банкира и менеджера. Электрификация сельского хозяйства, промышленные посёлки, новые материалы для изготовления автомобиля, утилизация отходов, обработка сои и льна, новые паровые турбины, самолёты и дирижабли, промышленные стандарты и эксплуатация железной дороги – вот далеко не полный перечень того, что «держал в голове» Форд. Необычайная популярность механика-самоучки опиралась не на демагогию и обман доверчивой публики, а на реальные успехи и достижения, в основе которых – стремление удовлетворить потребителя.
Современники не зря прозвали Генри «идеалистом», имея при этом в виду, что он вёл дела не по каким-то канонам и правилам, а как сам считал нужным. Его «руководящая идея» представляется своеобразным «сплавом» технократизма и патриархальности. По словам американского писателя Э. Синклера, Генри Форд был супермехаником с кругозором упрямого фермера, который считал, что люди будут пользоваться машинами и удобствами нового мира, сохраняя идеалы старого. Многие его идеи были обращены в прошлое или возникли на почве неприятия «новой Америки». Форд исповедовал пуританские принципы общественно-полезного труда, праведного, трудового обогащения, подразумевающего усердие, чувство долга, безупречную нравственность, умеренную прибыль и разумные траты. Любовь к техническому прогрессу в сочетании с консервативными идеалами и защитой традиционных ценностей составляют одну из типичных черт «американского характера».
Генри Форд – человек крайностей. Когда он был хорош, он был велик; когда он стал плох, он стал отвратителен. Казалось, особенно в позднем возрасте, когда его власть и положение укреплялись, он продолжал двигаться то назад, то вперёд, но так и не достиг зрелости. Он «перерос полноценность своей индивидуальности». Генри Форд превратился в «загнанный» автомобиль.