Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Генри Форд и его Автомобиль
Экономическая политика Форда.
Репутация Форда еще более возросла, когда в 1914 году его компания объявила о введении минимальной ежедневной оплаты труда в 5 долларов. Это касалось рабочих невысокой квалификации, но отвечавших минимальным необходимым требованиям. Такой шаг был для того времени очень смелым, даже революционным, и сделал работу на предприятиях Форда самой желанной для миллионов американцев. Генри Форд ошеломил мир бизнеса заявлением, что он гарантирует рабочим своих заводов минимум 5 долларов в день и готов поделиться с ними частью прошлогоднего дохода компании в 10 миллионов долларов. Автомобильный магнат сообщил также, что заводы корпорации начинают работать круглосуточно в 3 смены по 8 часов каждая, вместо работы в 2 смены по 9 часов. Это нововведение позволит обеспечить работой еще несколько тысяч человек.
Один из секретов успеха Генри Форда в том, что он поначалу сумел окружить себя очень талантливыми людьми. У него были грандиозные идеи. Он знал, чего хочет достичь, и позволял своим помощникам искать наилучшие пути воплощения его планов. Его целью было создание недорогого автомобиля, доступного как можно большему числу покупателей.
Кстати, он не рассматривал сборочный конвейер как неотъемлемую часть производственного процесса. Он просто искал оптимальное решение для выпуска массового автомобиля. А эту задачу как раз решал сборочный конвейер.
Сам по себе конвейер в те годы уже не был новинкой. Пример, конечно, из другой области, но, скажем, - на скотобойне тушу коровы или свиньи рабочие разделывали на конвейере. Тот же, по сути, принцип, только не разборки, а сборки, применил Форд в автомобилестроении. Подобные идеи в конце 19-го - начале 20-го веков витали в воздухе, но Форд и его помощники первыми реализовали их применительно к такой сложной продукции как автомобиль
Что стало абсолютным нововведением Генри Форда, так это заработная плата минимум в 5 долларов в день. Повысив существовавшие тогда тарифы сразу вдвое, Генри Форд быстро решил проблемы нехватки рабочих кадров для своих конвейеров.
Кстати, эти 5 долларов в день не были гарантированы абсолютно каждому. Что любопытно, Форд считал себя как бы отцом для своих рабочих. Имеющим право воспитывать, поощряя одних и наказывая других. Рабочий должен был демонстрировать, что тратит свою зарплату разумно, на содержание семьи. А если он пропивал деньги, если просиживал ночи напролет в баре, его увольняли. В то же время тех, кто отвечал установленным Фордом нормам поведения, увольнению не подлежали. И эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии.
В 1914 году, когда только появился план, предусматривающий минимальную зарплату в 5 долларов и перераспределение части прибыли в пользу рабочих, в одном из заявлений компании говорилось: «Мы верим, что социальная справедливость начинается с собственного дома. Мы хотим, чтобы те, кто помог нам создать нашу компанию и кто способствует ее дальнейшему процветанию, делили бы с нами ее богатства».
Позиции Генри Форда в его корпорации к тому времени настолько укрепились, что он мог единолично решать, что и как делать. Форд, например, принял небесспорное решение, что его компания должна заниматься всем процессом производства автомобилей от начала до конца, чтобы максимально сократить зависимость от поставщиков.
Но к 1920-ому году автомобильный рынок США серьезно изменился. Например, в условиях послевоенной депрессии покупатели предпочитали приобретать автомобили, даже такие недорогие как «Модель Т», уже не за наличные деньги, а в рассрочку. Но Генри Форд и слышать не хотел о торговле в кредит. Его сын Эдсел, ставший в 1919 году в возрасте 26 лет президентом корпорации, уговаривал пойти навстречу требованиям рынка, но отец был упрям. И хотя «Модель Т» в начале 20-х годов все еще пользовалась спросом, все сильнее стала ощущаться конкуренция со стороны корпорации «Дженерал Моторз» во главе с Альфредом Слоаном и, чуть позже, со стороны еще более новой автомобильной компании, созданной Уолтером Крайслером. В конце концов Форд признал свою ошибку, стал более внимателен к экономической политике конкурентов. Форд был одержим идеей универсального автомобиля. Универсальной он называл свою «Модель Т» и считал, что это - единственная модель, которая нужна покупателям. Собственно, так и было, пока у большинства американцев не было автомобиля. Но когда первоначальный спрос на автомобили был удовлетворен, потребитель стал приглядываться и к другим маркам, начал искать автомобили с более мощным двигателем, более изящного вида, закрытые со всех сторон, развивающие большую скорость, более податливые в управлении. А Форд-старший не заметил перемен в настроениях на рынке. Он все еще верил, что американцы по-прежнему мечтают только о «Модели Т».