Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Генри Форд и его Автомобиль
Конкуренты Форда.
Тем временем «Дженерал Моторз» уловила перемены в требованиях покупателей и стала предлагать им автомобили побольше размером, поразнообразнее цветом, поудобнее. Эти автомобили стоили чуть дороже, чем фордовская «Модель Т», но покупатель посчитал, что за автомобили «Дженерал Моторз» можно заплатить и побольше. Кроме того «Дженерал Моторз» стала предлагать сразу несколько разных марок автомобилей: шевроле, понтиаки, олдсмобили, бьюики, кадиллаки. А у Форда были только дешевая «Модель Т» и очень дорогой «Линкольн». Если человек добивался определенного успеха в жизни, но еще не такого, чтобы позволить себе ездить на «Линкольне», он искал нечто среднее между «Моделью Т» и «Линкольном», и находил это у «Дженерал Моторз». Форду изменило деловое чутье, чувство рынка.
26 мая 1927 года американские газеты писали:
15-миллионный автомобиль «Модели Т» сошел сегодня с конвейера фордовского завода в Ривер Руж под Детройтом. Хотя автомобили этой марки - самые успешные за всю историю автомобилестроения, они продаются все хуже и уступают место более современным моделям конкурентов. Ходят слухи, что Генри Форд собирается в ближайшем будущем заменить «Модель Т» новым, более совершенным автомобилем.
В 1927 году Генри Форд снял с производства свое главное детище - «Модель Т», и в январе 1928 года появилась новая «Модель А». Нововведением этой модели было устанавливаемое при сборке защитное ветровое стекло, ставшее с тех пор обязательным элементом автомобиля. Стекло могло быть цветным и 17 конфигураций. На всех 4 колесах были установлены тормозные колодки и гидравлические амортизаторы. Хотя новая модель понравилась и покупателям, и дилерам, прежние позиции Форда как безоговорочного лидера автомобильной промышленности восстановить уже не удалось.
Популярность автомобилей Форда продолжала падать и к 1940 году на долю корпорации приходилось уже менее 20% внутриамериканского рынка.
Ошеломляющему успеху Генри Форда вначале способствовало и то, что он собрал прекрасную команду талантливых инженеров и экономистов, которых позже, по сути, разогнал, сделавшись нетерпимым к ситуациям, когда ему указывали на ошибки в организации планирования, маркетинга и бизнеса в целом.
В 1945 году Генри Форд ушел с поста президента своей корпорации и 7-го апреля 1947 года, скончался в Дирборне в возрасте 83 лет.
Итак, Генри Форд - наиболее влиятельный бизнесмен XX-го века. Он, по сути, предопределил стратегию развития массового промышленного производства всего столетия: производство относительно недорогой продукции, но очень продуманно распространяемой. В основе этого - принципы, разработанные Генри Фордом. Они применяются в самых разных отраслях. На этом, например, выросли компании «Кока-Кола» или сеть ресторанов «МакДональдс». Здесь количество и общедоступность перекрывают изъяны качества. Еда в «Макдональдс» не Бог весть какая изысканная, но она весьма приемлемого качества, дешевая, и всегда рядом, на каждом углу. «Модель Т» Генри Форда - тоже не Бог весть какой автомобиль, но он был вполне приемлемым, дешевым, и его можно было купить повсюду.
Эта система, введенная Генри Фордом, стала основой успешно развивающегося бизнеса в 20-м веке. И более высокая плата за неквалифицированный труд на конвейере - тоже идея Форда, получившая в 20-м веке распространение во всех высокоразвитых странах. Автомобиль, более высокая заработная плата и личная заинтересованность рабочего в доходах предприятия - вот что сформировало в странах Запада средний класс. Уже в начале века люди, делавшие автомобили, оказались в состоянии купить эти автомобили. Эта ситема, предложенная и воплощенная Фордом, получила название Фордизм.
Форд
изм,
система организации массово-поточного производства, возникшая в США в 1-й четверти 20 в. Названа по имени американского, инженера и промышленника Г. Форда (Н. Ford, 1863–1947), который впервые ввёл её на своих автомобильных заводах в гг. Ривер-Руж и Дирборн (США).
Основой Фордизма и обусловленных им новых методов организации производства и труда стал сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (например, поворот гайки ключом), для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36% – от одного дня до одной недели, для 6% – одна-две недели, для 14% – от месяца до года.