Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ)
изнашивание. Для разгрузки коренных подшипников от центробежных сил служат противовесы, расположенные на продолжении щёк коленчатого вала.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединены наклонными каналами ( в щеках) для подвода масла от коренных к шатунным подшипникам. Полые шатунные шейки имеют полости - грязе-уловители. В этих полостях под действием центробежных сил при работе двигателя отлагаются тяжёлые частицы и продукты износа деталей, содержащиеся в масле. Грязеуловители очищают при разборке двигателя, вывёртывая пробки. Осевые нагрузки коленчатого вала воспринимаются упорной стальной шайбой и стальными, залитыми с одной стороны баббитом шайбами, и расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников имеют одинаковую конструкцию. Верхние вкладыши уставливают в выемке (постели) верхней части картера. Нижние - в крышке коренных подшипников. Во вкладышах имеются масленные канавки и отверстия. Для предотвращения утечки масла из картера на переднем и задним концах коленчатого вала устанавливают маслоотражатели и сальники.
Маховик повышает равномерность вращения коленчатого вала при малой частоте и передаёт крутящий момент трансмиссии автомобиля. Изготовляют маховик из чугуна. На обод маховика напрессовывают стальной зубчатый венец, предназначенный для вращения коленчатого вала стартером при пуске двигателя. К маховику крепится механизм сцепления.
Неподвижные детали:
1 Блок цилиндров.
2 Головка цилиндров.
Блок цилиндров отливают из чугуна(ВАЗ) или алюминиевого сплава(ЗМЗ) - заволжский моторный завод, (УАЗ) - ульяновский автомобильный завод. В отливке блока цилиндров сделаны стенки, рубашки охлаждения. Цилиндры служат направляющими для поршней, и в них совершается рабочий цикл.
Для повышения износостойкости цилиндров и упрощения ремонта и сборки в блок запрессовывают гильзы из серого чугуна (ЗМЗ, УАЗ, и Москвич). Уменьшение изнашивания верхней части гильз достигается установкой в них вставок из кислотоупорного чугуна. В нижней части гильзу уплотняют прокладкой из мягкой красной меди, а в верхней- прокладкой головки цилиндра. Внутреннюю поверхность гильзы тщательно обрабатывают и называют зеркалом. В отливке блока цилиндров предусмотрены постели для коренных подшипников коленчатого вала, подшипнико-распр. вала и места для крепления различных узлов и приборов.
Поддон или нижняя часть картера предохраняет картер от попадания в него пыли или грязи и служит резервуаром для масла. Его штампуют из листовой стали. К верхней части картера поддон крепится болтами, уплотнение достигается пробковой прокладкой. Плоскость разъёма картера обычно располагается ниже оси коленчатого вала и повышает жёсткость картера двигателя.
Головку цилиндров отливают из алюминиевого сплава. В головке расположены камеры сгорания, имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания, впускные и выпускные клапаны, запрессованные сёдла и направляющие втулки клапанов. Головка цилиндров имеет рубашку охлаждения, сообщающуюся рубашкой охлаждения блока цилиндров. Герметичность соединения головки с блоком цилиндров обеспечивается металлоасбестовой прокладкой. Сверху головку цилиндров закрывают штампованной крышкой. Между крышкой и головкой цилиндров устанавливают прокладку.
Крепление двигателя.
Автомобиль ГАЗ-24(Волга) : Двигатель установлен на короткой раме, приваренной к основанию кузова. Точек крепления - три. Две по обе или сторонам передней части двигателя. Одна под удлинителем коробки передач. Газораспределит. механизм(ГРМ) при вращении распределительного вала усилие от кулачков передаётся толкателям, штангам, коромыслам и клапанам.
Детали газораспределительного механизма:
1 Распределительный вал.
2 Толкатели.
3 Штанги.
4 Коромысла.
5 Клапаны.
6 Распределительные шестерни.
Распреределительный вал обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов. Изготавливают его из стали или чугуна. Вал четырёхцилиндрового двигателя имеет пять опорных шеек для упрощения установки вала в блок цилиндров диаметр шеек последственно уменьшается, начиная с передней шейки. Втулки опорных шеек изготавливают из стали, а внутреннюю поверхность покрывают слоем свинцовистого баббита. На распределительном валу расположены кулачки и шестерня привода масляного насоса и прерывателя-распределителя зажигания, эксцентрик, привод топливного насоса, кулачков на распределительном валу по два на каждый цилиндр. Распределительный вал получает вращение от коленчатого вала в четырёхтактных двигателях, рабочий цикл происходит за два оборота коленчатого вала. За этот период впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра должны открыться один раз, а распределительный вал должен повернуться на один оборот=распред. вал должен вращаться в 2 раза медленнее коленвала. Поэтому шестерня распред. вала имеет в 2 раза больше зубьев, чем шестерня коленчатого вала.