Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Шины
В радиальных шинах все нити корда расположены параллельно по радиусу от одного борта к другому и не пересекаются между собой. Эта «незначительная» (на первый взгляд) разница обеспечивает лучшие эксплуатационные свойства радиальных шин практически вытеснивших диагональные шины из употребления во всем мире. У радиальных шин значительно меньшее сопротивление качению и еще более заметное увеличение срока службы (пробега) шины. Сравнить эксплуатационные характеристики радиальных шин с диагональными можно по данным табл. 2.
Устройство современной радиальной металлокордной шины показано на рис. 6.
Рис.6.
Конструкция радиальной металлокордной шины:
1 — протектор; 2 — брекер из нескольких слоев нейлоновой ткани (сверху) и металлокорда (снизу);
3 — радиальные нити металлокордного каркаса
Таблица 2. (Сравнение эксплуатационных характеристик радиальных и диагональных шин)
Эксплуатационные показатели |
Оценка радиальных шин в сравнении с диагональными |
Эластичность каркаса |
Больше |
Внутреннее трение |
Меньше |
Сопротивление качению |
Меньше |
Расход топлива |
Меньше |
Увод (боковой) — смещение колеса вместе с автомобилем из-за деформации шины (угол искривления пятна контакта) или отклонение автомобиля от заданной траектории под действием внешних сил |
Меньше |
Управляемость автомобиля |
лучше |
Пробег шин |
заметно больше |
Нагрев (от внутреннего трения) |
меньше |
Износостойкость |
выше |
Подверженность каркаса разрушению (при ударах, порезах и т.п.) |
большая |
Требования к технологии и материалу брокера (металлокорду) |
выше |
Прочность и долговечность каркаса металлокордных шин |
на хороших дорогах — лучше на плохих дорогах — хуже |
Конструктивные элементы и основные размеры шин диагональной или радиальной конструкции показаны на рис. 7.
В каждой шине можно выделить следующие основные элементы.
Каркас
(1) — главный силовой элемент шины (покрышки), который придает ей прочность и гибкость. Представляет собой один или несколько слоев обрезиненного корда.
Брекер
(2) — подушечный слой (пояс), представляет собой ре-зинотканевую или металлокордную прослойку по всей окружности покрышки между каркасом и протектором. Брекер состоит из двух и более слоев обрезиненного корда и является элементом радиальной шины, серьезно влияющим на многие эксплуатационные качества.
Протектор
(3) — «беговая» часть шины (покрышки), непосредственно контактирующая с дорогой. Представляет собой толстый