Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Трансмиссия
Карданная передача.
Ведущие мосты автомобиля подвешены к раме или кузову упругими элементами подвески и во время движения изменяют своё положение относительно рамы. Коробка передач закреплена на раме неподвижно, поэтому для передачи крутящего с ведущего вала коробки на ведущий вал моста устанавливают карданную передачу. В основном такую передачу устанавливают между коробкой передач и задним мостом. Состоит она из карданного вала и шарниров. Карданные шарниры обеспечивают передачи крутящего момента между валами, оси которых пересекаются под изменяющимся углом. В трансмиссии автомобилей применяют жёсткие карданные шарниры неравных и равных угловых скоростей. Карданный шарнир неравных угловых скоростей состоит из ведущей и ведомой вилок, крестовин, на шипы которых надеты игольчатые подшипники. Крутящий момент передаётся от вилки к вилке через крестовину. При такой конструкции и равномерном вращении вилки ведущего вала угловая скорость ведомой вилки будет изменяться дважды за каждый оборот увеличиваясь и уменьшаясь, поэтому такой шарнир называется шарниром неравных угловых скоростей. Чтобы устранить неравномерное вращение вала в карданной передаче, применяют обычно два шарнира неравных угловых скоростей, располагаемых по обеим концам карданного вала. Тогда неравномерность вращения, возникающая в первом шарнире у ведущего вала компенсируется неравномерность вращения второго шарнира и ведомый вал передачи вращается равномерно с угловой скоростью ведущего вала. Такая карданная передача называется двойной. Неравномерность вращения валов можно устранить применением одинарной карданной передачи с карданным шарниром равных угловых скоростей. Подобные шарниры используют (как правило) на автомобилях повышенной проходимости в приводе передних управляемых колёс, которые поворачиваются на угол 30-35*. покерок не верифицирует аккаунт
Ведущие мосты автомобиля через ведущие колёса воспринимают все виды усилий, действующие между колёсами и подвеской. Ведущий мост объединяет в одном агрегате главную передачу, дифференциал и полуоси колёс. Если передний ведущий мост имеет управляемые колёса, то их полуоси выполняются расчленёнными на две части и соединёнными шарнирами равных угловых скоростей.
Главная передача увеличивает крутящий момент и изменяет его направление под прямым углам к продольной оси автомобиля, передавая на дифференциал и обеспечивая плавность и бесшумность работы. Главная передача состоит из пары конических шестерён, оси которых пересекаются под углом 90*. Малая ведущая шестерня соединяется с карданным валом А-ведомая шестерня с коробкой дифференциала и через него с полуосями. Такая передача называется одинарной и устанавливается на автомобилях ГАЗ, УАЗ. Для уменьшения работы главной передачи ось ведущей шестерни располагают ниже оси ведомой. С этим изменяется форма зубьев и характер зацепления, а сами шестерни становятся более прочными. Такая главная передача называется гипоидной. Она позволяет снизить пол кузова автомобиля и повысить износостойкость шестерён.
Дифференциал передаёт крутящий момент от главной передачи к полуосям и позволяет им вращаться с разной скоростью при повороте автомобиля и на неровностях дороги на автомобилях применяют шестеренчатые дифференциалы, которые состоят из полу осевых конических шестерён, сателлитов и объединяющей их коробки, прикреплённой к ведомой шестерне главной передачи. Ось сателлитов установлена в коробке с ведомой шестернёй, следовательно превращение ведомой шестерни главной передачи крутящий момент передаётся на ось сателлитов, далее через сателлиты на полу осевые шестерни и на полуоси. При движении автомобиля по прямой и ровной дороге задние колёса встречают одинаковое сопротивление и вращаются с одинаковой частотой. Сателлиты вокруг своей оси не вращаются и на оба колеса передаются равные по значению крутящие моменты. Как только условия движения изменяются, например, начинается поворот влево, левая полуось начинает вращаться медленнее, так как колесо, с которым она связана, встречает большее сопротивление. Сателлиты приводят во вращение вокруг своей оси, обкатываясь по замедляющейся полуосевой шестерне(левой) и увеличивает частоту вращения правой полуосевой шестерни и связанных с ней полуоси колеса. В результате правое колесо автомобиля ускоряет своё вращение и за время поворота проходит больший путь чем левое. Одновременно с изменением скоростей полу осевых шестерён происходит изменение крутящего момента на колёсах. Момент на ускоряющемся колесе падает, но из-за основного свойства дифференциала распределять крутящий момент на левую и правую полуоси одинаково происходит уменьшение суммарного момента на колёсах. Этот недостаток меж колесного дифференциала отрицательно влияет на проходимость автомобиля и особенно проявляется при движении по бездорожью и скользким участкам дорог.