Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Опыт применения различных CSD-систем при проектировании обводов корпуса
Познакомившись с методами проектирования и определив требования, которым должны удовлетворять используемые САD-системы, перейдем к обзору систем, используемых в ЦКБМТ «Рубин» для проектирования обводов корпуса. На сегодняшний день их четыре: САDКЕY, АПИРС, САDD55 и Рго/Engineer.
Из рассматриваемых ниже четырех систем только АПИРС было специально приобретена исключительно для работ по проектированию обводов корпуса. Остальные системы, наряду с AutoСАD, активно используются другими подразделениями бюро для решения своих задач.
Система САDКЕY с приложениями FastSURF и FastSOLID применяется на стадии рабочего проекта для окончательного задания обводов методом радиусографии (на уровне отдельных сечений), получения &сей необходимой плазовой информации. Кроме того, САDКЕY используется на тех стадиях проектирования, которые не требуют создания сложных поверхностей и их постоянной модификации: оформление теоретического чертежа, различные проработки на уровне каркасной геометрии, проектирование несложных обводов с использованием поверхности и твердых тел.
Рис 2. Электронная модель корпуса подводной лодки, построение» в САDКЕY
Рис. 3. Электронная модель корпуса буксира, созданная в САОКЕY
Преимущества САDКЕY: удобство работы с трехмерными объектами и наличие всех необходимых функций для создания объемной каркасной геометрии; удобная работа со сплайнами и коническими кривыми; возможность работы с поверхностями и твердыми телами; наличие форматов обмена IGES, DXF, DWG. К недостаткам САDКЕY относятся ограниченность средств создания поверхностей по различным законам, что не позволяет реализовать метод радиусографии на уровне поверхностей, и отсутствие возможности модифицировать уже созданную геометрию. На рис, 2 представлены обводы подводной лодки, заданные методом радиусографии и построенные на каждом практическом шпангоуте. С этой же модели получается вся необходимая плазовая информация в виде текстового файла, который формируется в таблицы в MS EXCEL. На рис. 3 приведен корпус буксира, построенного средствами FastSURF, где показаны сечения по шпангоутам, батоксам и ватерлиниям в трехмерном виде в двух ракурсах. Эти сечения получены как линии пересечения соответствующих плоскостей с поверхностью корпуса. Рис. 4 иллюстрирует возможности FastSOLID на примере твердотельной модели якоря Холла, при создании которой использовались булевы операции и сопряжения. Заданы все элементы вплоть до литейных радиусов.
Отечественная система АПИРС применяется на ранних стадиях проектирования (предэскизный, эскизный и технический проекты), разработана специально для проектирования обводов корпуса и отличается возможностью модифицировать уже созданные поверхности, что обеспечивает широкий диапазон прорабатываемых вариантов и оперативность отработки вносимых изменений. Это достигается благодаря использованию математики (кривые и поверхности Безье), позволяющей быстро создавать и модифицировать обводы произвольной формы. Другим преимуществом АПИРСа является возможность передачи численных данных в систему СТАТИКА, разработанную в ЦКБ МТ «Рубин». Для описания обводов в СТАТИКЕ используется огромный массив точек, который генерируется АПИРСом автоматически. Кроме того, существует возможность «нарезки» отдельных помещений. Например, при проектировании ледостойкой буровой платформы со сложной комбинацией наружных обводов и внутренних переборок цистерн вся необходимая геометрия была задана в АПИРСе за полдня, и в течение следующего рабочего дня было задано для проведения расчетов по статике порядка 1 00 отдельных помещений. Графическая информация передается через формат обмена DXF в виде любых сечений, каркасных линий, сетки шпангоутов и сети поверхности а двух- и трехмерном виде (существуют и другие форматы обмена, например Autocon, FastSHIP или Intergraph, но они весьма специфичны и другими имеющимися системами не поддерживаются). К недостаткам АПИРСа относятся: ограниченность средств создания поверхностей по различным законам, что не позволяет реализовать метод радиусографии в полном объеме; некоторые сложности с построением «каркасной» геометрии; отсутствие формата обмена IGES для передачи поверхностей; недостаточная точность аппроксимации сечений дугами при передаче в DXF. Эти недостатки не позволяют использовать АПИРС на стадии рабочего проекта для ПЛ. Однако для проектирования надводных кораблей АПИРС — незаменимое средство. На рис. 5 изображен корпус патрульного корабля, созданный в системе АПИРС.
Система CADDS5 относится к «тяжелым» САD-системам и применяется на этапе рабочего проекта для создания электронной модели поверхности корпуса в тех случаях, когда планируется формирование в той же CADDS5 электронной модели корпусных конструкций, систем и пр. В последнее время рассматривается вопрос о передаче информации в формате CADDS5 на ГУП «Адмиралтейские верфи». К преимуществам CADDS5 относятся гораздо более мощные, чем в САDКЕY, средства создания поверхностей и твердых тел, но, тем не менее, они недостаточны для решения всех встречающихся задач. Недостатки CADDS5 такие же, как и у САDКЕY, к ним можно добавить отсутствие формата обмена данными DXF и неудобство роботы в эргономическом плане. Для CADDS5 написаны различные процедуры, обеспечивающие передачу данных в СТАТИКУ, получение плазовой информации и пр.