Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Опыт применения различных CSD-систем при проектировании обводов корпуса
Рис 4.Электорнная модель якоря Холла, разработанная в CADKEY
.
Рис. 5. Электронная модель корпуса сторожевого корабля, построенная в АПИРСе
Система Рго/Еngineer появилась в бюро недавно. Сейчас идет период ее освоения, но уже сделано несколько робот, которые показывают перспективность Рго/Engineer для проектирования обводов корпуса. Это единственная из имеющихся в бюро систем, позволяющая использовать метод радиусографии в полном объеме на уровне поверхностей и твердых тел, обеспечивая не только задание, но и изменение созданной геометрии. Кроме радиусографии может также успешно применяться метод кривых второго порядка. Рго/ Engineer предоставляет широчайший математический аппарат для проектирования обводов, но, являясь универсальной машиностроительной системой, требует некоторой адаптации к условиям судостроения для обеспечения более продуктивной работы.
Использование метода радиусографии предъявляет определенные требования к способам задания поверхностей и форме представления шпангоутных сечений. Ни одна из рассмотренных выше систем в полной мере не удовлетворяет этим требованиям. Поэтому при проектировании обводов корпуса сейчас используются все четыре в зависимости от характера обводов и формы представления результата. Отметим, что отчетными документами являются теоретический чертеж и плазовая таблица. Создание электронной модели поверхности корпуса является только средством, обеспечивающим получение всей необходимой информации для выпуска документов на бумаге. Б некоторых случаях электронной модель поверхности корпуса передается в другие подразделения бюро для дальнейшей роботы. Но для большинства задач достаточно передачи в электронном виде только сечений. Что касается графической информации, то проблемы (в большей или меньшей степени) существуют всегда, когда есть этот обмен. Проблема обмена данными особенно остра для системы АПИРС, так как в нее можно передать только линии или точки через формат DXF, о из нее — любые сечения и каркасные линии тоже через формат ОХР. При этом В-сплайны преобразуются в полилинии или дуги, но точность этих преобразований недостаточно для плазовой информации. В АПИРСе предусмотрена возможность формирования плазовой книги, но в нее заложен стандарт для надводных кораблей, а для ПЛ плазовая информация содержит иной объем данных и представляется в ином формате. Тем не менее, несмотря на наличие серьезных недостатков, АПИРС остается эффективным средством разработки обводов корпуса и является на данный момент основным инструментом на ранних стадиях проектирования.
На завершающем этапе проектирования — для получение и оформления плазовой документации — создается модель методом радиусографии а САDКЕY на уровне сечений по практическим шпангоута или в Рго/ Engineer на уровне поверхностей. Затем с этой модели получают все необходимые данные для плазовой документации, которое формируются в таблицы в МX EXCEL и окончательно оформляются в МS WORD с использованием специально разработанных ша6лонов.
В заключение можно сделать следующие выводы, для проектирования обводов корпуса используются универсальные и специализированные САD-системы, обладающие определенными преимуществами и недостатками. Ни одна из систем не решает всех проблем, возникающих в процессе работы, в частности обмена данными между системами. Поэтому продолжается поиск путей адаптации имеющихся систем. В то же время внедряются новые формы взаимоотношений между различными подразделениями бюро, с также между бюро и заводами-строителями. На сегодняшний день средства, которыми располагает ЦКБ МТ «Рубин», позволяют осуществлять весь процесс проектирования вплоть до получения плазовой информации на рабочем месте конструктора.