Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Колёса и шины
Колёса. Непосредственную связь автомобиля с дорогой обеспечение движения и изменение его направления, а также передачу нагрузки от массы автомобиля на дорогу – выполняют колёса. В зависимости от основного назначения колёса делятся на ведущие, управляемые и комбинированные (управляемые и комбинированные). Ведущие колёса преобразуют крутящий момент от трансмиссии в силу тяги, в следствие чего возникает поступательное движение автомобиля. Управляемые (ведомые) колёса воспринимают через подвеску толкающее усилие от кузова и задают направление движения. Комбинированные колёса выполняют функции ведущих и управляемых колёс одновременно.
Колесо крепится к ступице, которая установлена на подшипниках на оси. Основными частями колеса являются диск с ободом и пневматическая шина. Диск штампуют из листовой стали по специальному профилю для увеличения жёсткости. Обод колеса тоже штампуют из стали, придавая ему в средней части углубление, которое служит для облегчения монтажа шины. По обе стороны углубления в ободе расположены полки, которые заканчиваются бортами. Такой обод называется глубоким. Диск с ободом соединяют сваркой для крепления колёс к ступице. В диске имеются конические отверстия. На ГАЗ и УАЗ применяют неразборные с глубоким ободом дики колёс. Пневматическая шина поглощает небольшие толчки и удары от неровностей дороги при движении. Это обеспечивается благодаря эластичности шины и упругости сжатого воздуха, которым она заполнена.
Автомобильная шина состоит из покрышки и камеры покрышка образует внешнюю несущую оболочку шины. А внутреннюю её полость образует камера. В некоторых случаях на легковых автомобилях применяют шины без камеры. Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на полки обода. Такие шины называют бескамерными. Они легче, обладают меньшим теплообразованием, но требуют большой точности при изготовлении обода и более трудоёмкие при техническом обслуживании. Покрышка состоит из каркаса, бортов, брекера (подушечного слоя), боковин и протектора. Каркас служит основной покрышки, придаёт ей необходимую прочность и гибкость. Каркас состоит из нескольких слоёв прорезиненного корда. В зависимости от расположения нижнего корда в каркасе шины делятся на диагональные и радиальные. В каркасе диагональных шин нити соседних слоёв корда пересекаются под определённым углом (95-115*) и число слоёв всегда чётное. При контакте шины с дорогой происходит изменение угла, перекрещивание нитей корда, что создаёт повышенные деформации, теплообразования и снижает срок службы шин. У радиальных шин нити корда в каркасе расположены от борта к борту (по радиусу) к не перекрещиваются друг с другом. Такая конструкция каркаса более прогрессивна, т.к. способствует к снижению числа слоёв корда каркаса, уменьшает теплообразование и сопротивление качению. По сроку службы радиальные шины значительно превосходит диагональные. Борта служат для крепления покрышки на ободе колеса. Борт состоит из слоёв корда, завёрнутых вокруг проволочного бортового кольца, которое создаёт не растягивающуюся конструкцию и придаёт жёсткость посадочной поверхности покрышки.
Брекер представляет собой резинотканевую прослойку, проложенную между каркасом и протектором по всей окружности покрышки. Брекер смягчает действие протектора на каркас. Для радиальных шин наличие брекера очень важно, т.к. он воспринимает окружные и ограничивает растяжение нитей корда. Протектор является беговой частью шины. Снаружи он имеет рисунок в виде выступов и канавок между ними. Благодаря рисунку протектора обеспечивается необходимое сцепление колёс с дорогой. Поэтому для различных покрытий дорог применяют разные рисунки протектора.
Боковины наносятся в виде тонкого эластичного слоя резины на боковые стенки каркаса. Они служат для предохранения шины от механических повреждений, проникновения влаги и т. д. На боковинах наносят обозначения покрышек.