Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Подвижной состав пассажирского автомобильного транспорта
1. По назначению:
Ø автобусы общего пользования
Ø ведомственные автобусы (для транспортных служебных нужд, специальных целей – санитарные автомобили, киноустановки, передвижные библиотеки и т.д.)
2. По вместимости, выраженной числом пассажирских мест.
Таблица. Классификация автобусов по вместимости
Вместимость автобуса |
Количество мест для сидения |
Длина автобуса, метр |
Примечание |
1. Особо малая |
10 - 15 |
4,5 - 6 |
Газель |
2. Малая |
16 - 25 |
7 – 7,5 |
КАВЗ-685 |
3. Средняя |
26 - 35 |
8 – 9,5 |
ЛАЗ-695 |
4. Большая |
36 - 45 |
10 - 11 |
ЛАЗ-699, ЛИАЗ-5256 |
5. Особо большая |
Свыше 45 |
12 - 17 |
Икарус280 ЛИАЗ-6220 |
3. По типу кузова: капотные (КАВЗ-685) и вагонные (ЛИАЗ, ЛАЗ, ПАЗ и т.д.)
4. По количеству этажей пассажирского помещения: одно-, полутора-, двухэтажные автобусы.
5. По числу салонов кузова автобусов: обычные (с одним салоном), с прицепом, сочлененные.
6. По типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные автобусы.
7. По расположению двигателя: спереди, сзади, под полом автобуса.
К основным эксплуатационным свойствам относятся:
Ø вместимость автобуса
Ø конструктивные планировочные параметры, определяющие длительность простоя автобуса на остановках для посадки-высадки пассажиров (количество и ширина дверей, размеры накопительных площадок, ширина центрального прохода между сидениями, высота уровня пола пассажирского помещения, число подножек, их высота и т.д.)
Ø скоростные свойства (интенсивность разгона и торможения, величина максимальной скорости), в 1979 г. США был выпущен автомобиль «Будвайзер» развивающий скорость до 1190,344 км/час
Ø соответствие конструкции автобуса требованиям безопасности движения (устойчивость, легкость и удобство управления, обзорность с места водителя, наружное освещение и т.д.)
Ø комфортабельность (удобство пользования) подразумевает по собой конструкцию и удобство расположения пассажирских сидений, площадь остекления кузова, внутреннее освещение салона, отопление, герметичность салона, вентиляцию, качество подвески, уровень шума, наличие дополнительных удобств (радиоприемник, магнитофон, телевизор, холодильник, гардероб, туалет и т.д.
Ø топливная экономичность характеризуется приспособленностью автобуса к осуществлению перевозок при наименьшем расходовании топлива на каждый пассажиро-километр. Показателями топливной экономичности являются: экономическая характеристика, удельный расход, средний расход топлива.