Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Организация движения автобусов в городском и внегородском сообщениях
Ø Оборудование маршрутов и выбор средств и методов диспетчерского управления
Ø Выбор типов автобусов, расчет их числа и составление паспорта маршрута.
Работа водителей (кондукторов) на пригородных маршрутах характеризуется достаточно сложным режимом труда и должна обеспечивать:
Ø Четкую работу автобусов в соответствии с утвержденными расписаниями и качественное обслуживание пассажиров
Ø Безопасность перевозок
Ø Высокую производительность труда
Ø Полное использование норм рабочего времени за учетный период
Ø Соблюдение установленной продолжительности рабочего дня
Ø Порядок предоставления отдыха и перерывов
Ø Выполнение производственных заданий.
Повышение уровня транспортного обслуживания сельских жителей – важная социальная задача государственного значения. Для этого необходимо создать устойчивые автотранспортные связи в сельской местности, включая организацию регулярных автобусных маршрутов, необходимо:
Ø Развитие сети местных автомобильных дорог
Ø Производство подвижного состава повышенной проходимости для сельской местности.
Планирование и организация движения автобусов имеют свои характерные особенности связанные:
Ø С сезонностью целого ряда сельских работ и их концентрацией по месяцам года
Ø Спецификой расселения (хутора, подворье, центральная усадьба отделения и т.д.)
Ø Времени начала и окончания трудового дня
Ø Размещение школ, культурно-бытовых объектов, железнодорожных станций, портов и т.д.
Для изучения спроса на перевозки в сельских районах применяют: анкетный, билетно-опросный и табличный методы, причем обследование из-за колебания спроса на перевозки по дням недели, проводятся в течение пяти дней (четверг, пятница, суббота, воскресенье, понедельник).
В связи с различными условиями работы автобусов, маршрутные расписания составляются:
Ø Для внутриколхозных (внутри совхозных) перевозок и доставки школьников
Ø Перевозки пассажиров между населенными пунктами
Ø Перевозки пассажиров между центральными усадьбами и крупными населенными пунктами
Ø Перевозки пассажиров из центральных усадеб и населенных пунктов в районные и областные (республиканские) центры
Ø Для обслуживания агропромышленных комплексов и промышленных предприятий, расположенных в сельской местности.
По типу подвижного состава, применяемого при перевозке пассажиров в сельской местности, различают: маршрутные и внутрихозяйственные перевозки. Причем во всех типах следует предусматривать багажные отсеки под полом и грузовые площадки в салоне.
Среди сельских перевозок в особую группу выделяются перевозки пассажиров на горных маршрутах в связи с повышенными требованиями к безопасности движения.
К категории «горный маршрут» относятся маршруты, проходящие в горной местности и включающие участки дорог с резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами, а именно:
Ø Кривые с радиусом в плане, равным 100 метров и менее в количестве 6 и более на 1 км пути
Ø Продольный уклон более 60 % и протяженностью 2 км и более
Ø Выпуклые кривые продольного профиля с радиусом менее 1500 метров и вогнутые кривые с радиусом менее 1200 метров, участки, на которых расстояние видимости поверхности менее 60 метров и встречного автомобиля менее 120 метров.
К междугородным автомобильным перевозкам относятся такие перевозки, которые осуществляются за пределы черты города (населенного пункта) на расстояние более 50 км. Автобусы, работающие на междугородных линиях должны обладать:
Ø Высокой скоростью движения
Ø Иметь место только для проезда сидя, с удобными регулируемыми сидениями
Ø Багажниками под полом
Ø Гардероб в задней части салона
Ø Противосолнечные стекла и шторы на окнах
Ø Эффективные системы вентиляции и отопления
Сеть междугородных автобусных сообщений характеризуется такими показателями как:
Ø Плотностью сети
Ø Число маршрутов и их протяженность
Ø Объем перевозок и пассажирооборот
Ø Средняя дальность поездки пассажира
Ø Уровень транспортной обеспеченности
Ø Число автобусов, занятых на перевозках.
Междугородные автобусные маршруты могут быть: временные (в течение определенного периода) и постоянные (круглосуточные). Автобусы могут работать на маршрутах: