Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Организация движения автобусов в городском и внегородском сообщениях
Ø В обычном режиме (остановка на всех пунктах маршрута)
Ø В скоростном режиме (когда обеспечивается скорость сообщения не ниже 50 км/час)
Ø В экспрессном режиме (при времени рейса более 3 часов скорость сообщения не ниже 55 км/час, и при ограниченном числе остановочных пунктов)
Методы обследования распределения пассажиропотоков:
Ø Анкетный метод (выдаваемых в автобусе, на автовокзале и автостанциях)
Ø Таблично опросный метод (опрос пассажиров учетчиками в салоне автобуса)
Ø Талонный метод
Ø Визуальный метод (путем наблюдения на контрольных пунктах и подсчета числа проехавших пассажиров).
В междугородном сообщении практически отсутствуют трудовые поездки, в основном это культурно-бытовые (70-80 %) и отчасти деловые (служебные) поездки.
При выборе и обосновании междугороднего маршрута необходимо учитывать:
Ø Наличие дорог, тип и состояние покрытия
Ø Характер транспортного тяготения между конечными и промежуточными населенными пунктами
Ø Ожидаемый пассажиропоток и среднюю дальность поездки пассажиров
Ø Неравномерность перевозок (максимальный – август, минимальный – февраль)
Ø Продолжительность поездки между остановочными пунктами
Ø Наличие других видов транспорта
Ø Режим движения автобусов и организацию труда водителей
Ø Безопасность движения
Ø Рентабельность маршрута, которая определяется по формуле:
R = П : Д, %
На междугородних перевозках применяются методы:
1. Сквозное движение автобусов – каждый автобус проходит весь маршрут от начального до конечного пункта и обратно (при перевозках на большие расстояния работают два водителя по очереди)
2. Участковое движение - маршрут делится на участки, каждый участок обслуживается автобусами определенного АТП, на границах смежных участков происходит пересадка пассажиров из одного автобуса в другой (необходимость пересадки существенный недостаток данного метода и отсутствие автомобилей-тягочей с пассажирскими полуприцепами).
Согласно правилам организации пассажирских перевозок на регулярных междугородных перевозках пассажиров, должны применяться следующие системы организации труда водителей (СОТВ):
Одиночная езда – в автобусе в течение всего времени оборота на маршруте работает один водитель (если длина маршрута до 140 км)
Турная езда – обслуживание автобуса в течение оборота одновременно двумя водителями, водители работают, сменяя друг друга через равные промежутки времени (если длина маршрута 250-300 км). Недостаток – повышенная потребность в водителях, неполноценный отдых водителей, снижение безопасности движения
Сменная езда – каждый водитель обслуживает один автобус на конкретном участке маршрута. В течение оборота автобус обслуживается бригадой водителей, смена которых происходит на границах участков (если длина маршрута 200-1000 км).
Сменно-турная езда – обслуживание автобуса двумя или несколькими бригадами, каждая состоит из двух человек. Бригады меняются в пунктах расположения АТП или в местах постоянного проживания водителей (если длина маршрута 500-600 км). Недостатки см. при турной езде
Сменно-групповая езда – закрепление бригады водителей за несколькими автобусами, при этом каждый водитель обслуживает разные автобусы, но на своем участке маршрута, водитель ведет автобус до определенного пункта и затем передает его сменщику, а сам пересаживается на встречный автобус и возвращается в исходный пункт
Сменно-турно-групповая езда от сменно-групповой отличается тем, что автобус одновременно обслуживает бригада из двух человек, в связи, с чем увеличивается протяженность маршрута и уменьшается число участков на нем (если длина маршрута 700 км).
АТП
Б
А В В
300 км 200 км