Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Организация таксомоторных перевозок
Каждому водителю должно быть установлено сменно-суточное задание в виде плана в денежных и натуральных показателях.
Сменно-суточным заданием водителю такси по доходам является план денежной выручки, который включает:
1. Доход от платного пробега с пассажирами
2. Доход от оплаченного пробега без пассажиров по вызову и заказу
3. Доход от оплаченного пассажирами простоя такси
4. Доход от каждой посадки при включении таксометра.
Задание определяют на основе среднечасового дохода АТП в планируемом месяце, а также в зависимости дней месяца, месяцев года, условий выполнения перевозок, времени суток и продолжительности работы водителя. Сменно-суточное задание водителям такси могут корректироваться при наличии специфических условий работы.
Таксометр и его счетчики
Автомобили-такси оборудуются специальными приборами – таксометрами (счетчиками). Показания таксометра определяют сумму оплаты за проезд пассажира.
Таксометр представляет собой прибор с механическими счетчиками, указывающими стоимость проезда и эксплуатационных показателей использования таксометра, и имеет 5 счетчиков:
1. «лицевой счетчик» показывает плату за проезд с пассажира
2. «касса» - показывает общую сумму выручки нарастающим итогом за все время работы такси (выполнение плана в денежном выражении)
3. «счетчик посадок» - учитывает число посадок, т.е. количество включений таксометра
4. «счетчик платного пробега» - фиксирует пробег с включенным таксометром
5. «счетчик общего пробега» дублирует показания спидометра.
Рукоятка механизма переключения таксометра может занимать 3 положения:
1. «свободен» - включенная световая сигнализация (у лобового стекла, на крыше автомобиля)
2. «тариф» - начинает дебетовать «лицевой» счетчик и счетчик «касса»
3. «касса» - показывает общую сумму денег за пользование такси.
Привод счетчиков таксометра «общий километраж» и «оплаченный километраж» осуществляется при движении автомобиля от его трансмиссии автомобиля через гибкий вал и шестерни механизма таксомотора. «Лицевой счетчик» и счетчик «касса» действуют, когда таксометр выключен («свободен»), при положении «тариф» они приводятся в действие:
При движении автомобиля со скоростью менее 10 км/час, а также во время остановки – от часового механизма таксомотора.
По окончании поездки водитель ставит рукоятку в положение «касса», при котором часовой механизм останавливается. При этом положении на «лицевом» счетчике показана стоимость поездки. После оплаты проезда водитель ставит рукоятку «свободен» и цифры на «лицевом» счетчики сбрасываются до пула. Счетчик «касса» показывает общую сумму денег, полученных водителем с пассажиров за пользование такси. В соответствии с показаниями этого счетчика (разность при выезде и заезде в АТП) он сдает деньги в кассу АТП. Счетчик «посадки» фиксирует количество включений таксометра, т.е. поездок с пассажирами.
Счетчик «платного пробега» - количество оплаченных километров пассажирами.
Работа автомобилей-такси будет наиболее эффективна, если их число на линии соответствует спросу населения на этот вид транспорта. Разработка рациональных графиков выпуска такси на линию является одной из важнейших задач АТП и объединений. В соответствии с графиком выпуска такси строится не только эксплуатационная деятельность, но и работа технической службы. Исходными данными для составления графиков являются: