Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Государственное регулирование автомобильных перевозок Республики Беларусь
Законом [1] определены 2 вида перевозок, подлежащих лицензированию, а именно: автомобильные перевозки пассажиров или грузов внутриреспубликанские (выполняемые в пределах Республики Беларусь и включающие городские, пригородные, междугородные) и международные. При этом в Законе [1] даны определения городских автомобильных перевозок, междугородных и интересующих читателя пригородных автомобильных перевозок—это перевозки, которые не могут быть отнесены к городским и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 км, измеряемого от границ города (населенного пункта). Лицензирование этой деятельности осуществляют Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, а также уполномоченные органы в порядке, определяемом законодательством. Казалось бы, все ясно и понятно не было, а лицензию на внутриреспубликанские перевозки, которая включает и пригородные, необходимо получить в Минтрансе. Однако пока отсутствует нормативный правовой акт, предусматривающий порядок выдачи вышеуказанных лицензий, несмотря на поручение Совету Министров до 1.07.02г. принять необходимые меры для реализации Закона.
В соответствии со ст.34 Закона [1] Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь установило право на отдельные виды коммерческих автомобильных перевозок дополнительные лицензионные требования. В качестве одной из таких мер утвержден Порядок допуска перевозчиков к осуществлению коммерческих перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении.
Все вышесказанное относится в первую очередь к требованиям, изложенным в главе 2 Порядка. В частности, установление для соискателя лицензии на выполнение международных перевозок обязательного условия в виде наличия 3-летнего опыта по перевозке грузов во внутриреспубликанском сообщении. Также из текста ст.31 Закона [1] следует, что финансовое состояние владельца лицензии должно соответствовать требованиям, утвержденным Минтрансом. Далее, в главе 4 Порядка, в которой изложены требования к финансовой состоятельности, указывается что, «финансовое состояние владельца лицензии: должно быть обеспечено имуществом, оцененным в следующих размерах: 9000 еurо на одно автомобильное транспортное средство плюс 5000 еurо—на каждое последующее».
Далее, в соответствии с ч.2 ст.32 Закона [1] «должностное лицо, ответственное за выполнение автомобильных перевозок, считается профессионально компетентным в случае прохождения им аттестации или наличия диплома об окончании высшего или среднего специального учебного заведения, признаваемых Министерством транспорта и коммуникаций».
Во введенном в действие Законе [1] неоднократно упоминается термин «лицензионная карточка», но Закон не содержит его определения. Из норм ст.26 и ст.27 следует, что к лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждую единицу транспортного средства, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
В соответствии с п.27 Положения [2] определено, что лицензионная карточка является документом, подтверждающим, что конкретное транспортное средство на законных основаниях используется для перевозки грузов и пассажиров, а субъект хозяйствования имеет на это соответствующее разрешение (лицензию). Таким образом, первостепенное назначение лицензионной карточки обеспечить удобство пользования лицензией в процессе осуществления перевозки на линии. Согласно п.28 Положения «лицензионная карточка выдается уполномоченным органом по желанию субъекта хозяйствования на транспорте». Иными словами, получение лицензионной карточки—право, а не обязанность субъекта хозяйствования. Для того чтобы обосновать законность использования транспортного средства для осуществления перевозки груза или пассажира, при контроле на линии водителю достаточно предъявить оригинал либо нотариально заверенную копию лицензии. Данный вывод полностью согласуется с Перечнем вопросов, проверяемых при контроле лицензируемой деятельности на линии, который был разработан в соответствии с п.33 Положения и утвержден п.1.2 приказа Минтранса от 29.03.99г. N 48-ц. В п.8.7 Перечня указывается, что при контроле на линии проверяется «наличие лицензионной карточки или нотариально заверенной копии лицензии, срок и зона ее действия».