Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Вторжение Западной Германии
Эта машина не отвечает основным техническим требованиям, предъявляемым к легковому автомобилю. Что касается эксплутационных качеств и дизайна, то она совершенно не привлекательна для рядового покупателя…Запуск ее в серийное производство представляется экономически совершенно нецелесообразным.
Оценка автомобиля «Фольксваген» в 1946 году британской комиссией.
История освоения компанией «Фольксваген» американского рынка послужила хорошим примером для японцев, когда настал их черед устремиться на этот же рынок. Почти с самого начала немца поняли, что для укрепления их позиций в США необходима жестко централизованная сбытовая организация. Время действовать настало в середине 50-х годов, когда компании «Фольксваген» уже не надо было подыскивать дилеров и убеждать их принимать к продаже «Жуки», когда она уже могла отказываться от услуг неудачников и предоставлять право продажи своей машины лишь многоопытным дилерам, имевшим прочную финансовую основу. В июне 1955 г Ван де Капм учредил фирму «Фольксваген Юнайтед Стэйтс», которой надлежало стать единственным импортером модели «Жук» в США. Вскоре она была реорганизована и получила новое название «Фольксваген оф Америка», причем, кропе права на импорт, она получила право устанавливать единые условия контрактов с дилерами.
Для начинающих дилеров Ван де Камп ввел новые, более строгие критерии для демонстрационных салонов и уровня технического обслуживания. Механики по ремонту и обслуживанию автомобилей «Жук» должны были в обязательном порядке пройти специальный курс обучения. Обязательства перед клиентами относительно сроков поставки машин и их ремонта надлежало строго соблюдать; частые жалобы могли повлечь за собой прекращение контракта. Затем Ван де Камп поставил владельцам ряда супермаркетов импортных автомобилей условие – либо сделать выбор между «Фольксвагеном» и другими импортными моделями, либо в крайнем случае построить специальные здания для экспонирования, продажи и технического обслуживания машин. Ван де Камп стремился создать у клиентов представление о компании «Фольксваген» как о фирме эффективной и горделивой, представление, которое, по его мнению, значительно тускнело в салонах дилеров «Дженерал моторс», «Форд мотор» и «Крайслер».
Таким образом он добился того, что за новый автомобиль «Жук», стоивший дешевле «Шеврале» или «Форда», после трех или четырех лет эксплотации давали более высокую цену, чем за «Бьюик» или «Меркьюри» того же возраста.
Некоторые мастерские по техническому обслуживанию сверкали огромными витринами, через которые клиенты могли наблюдать за тем, как одетые в фирменную спецовку молодые люди с исключительной тщательностью в почти стерильных условиях трудились над их машинами и доводили их перед сдачей владельцу до такого состояния, что на них нельзя было обнаружить даже пятнышка грязи. Клиенты не могли не сравнивать порядки у дилеров «Фольксваген оф Америка» с традиционными формами и методами торговли и обслуживания у дилеров американских автомобильных компаний. Словом, карьера фирмы «Фольксваген» в США являла собой «историю чисто американского успеха», хотя она должна была заставить дилеров американских фирм с горечью осознать, что этим успехом дирижировали из Западной Германии.
Хотя при всем этом Детройт еще не видел реальных оснований для тревоги. Все рыночные показатели свидетельствовали , что подавляющее большинство американцев не проявляло интереса к импортным легковым автомобилям, особенно к малогабаритным иностранным седанам. Детройт предпочел видеть в «Фольксвагене» лишь случайное отклонение от традиционного автомобиля, лишь уникальную машину, успех которой не способен вызвать подражание. Сам объем продаж иппортных легковых автомобилей в США поддерживал лидеров американской автомобильной промышленности в этом заблуждении. Например, в 1961 г., не особенно благоприятном для Детройта, компания «Фольксваген» продала в США 177 тыс. машин, преимущественно «Жуков», и это составило почти половину сбыта всех импортных автомобилей. Второе место заняла фирма «Рено», продавшая 44 тыс. машин, в основном модели «Дофин», весьма плохо принятой на рынке. Был ли этим встревожен Детройт? Отнудь нет, поскольку рынок поглотил свыше 142 тыс. сверкающих хромом, оснащенных мощными двигателями автомашин марки «Кадиллак».