Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Секрет успеха Японии
Выгоды такой системы очевидны, равно как и порождаемые ею потенциальные трудности. При небольших запасах меньше капитала вкладывается в наличные комплектующие изделия и в складские площади для них. Кроме того, работающим по системе канбан приходится постоянно помнить, что в случае выпуска бракованных деталей весь производственный процесс может быть приостановлен в ожидании поступления новой партии деталей приемлемого качества. Ящики для бракованных деталей, которых так много в цехах американских заводов, на японских предприятиях гораздо меньшего размера , и размещены гораздо реже. Несколько американских исследователей пришли к заключению, что только применение системы канбан обеспечивает японским фирмам сокращение издержек в размере 500 долл. на один легковой автомобиль по сравнению с затратами американской «большой тройки», тогда как остальные факторы дают японцам преимущество в издержках примерно в 1000 долл.
Структура издержек |
Производительность труда | |
«Дженерал моторс» |
«Ниссан» | |
Производительность труда (человеко-часы на один автомобиль) |
83 |
51 |
Затраты труда* (издержки производства на один автомобиль $) |
1826 |
593 |
Покупные комплектующие изделия (издержки производства на один автомобиль $) |
3405 |
2858 |
Прочие производственные издержки (издержки производства на один автомобиль $) |
730 |
350 |
Непроизводственные издержки** (издержки производства на один автомобиль $) |
325 |
1200 |
Все издержки |
6286 |
5001 |
* Средняя плата рабочего часа в США 20$, В Японии 11.2 $
** Непосредственные издержки включают стоимость морских перевозок, сбытовые и административные расходы.
Таблица 5. Сравнительные издержки производства малогабаритных автомобилей фирм «Дженерал моторс» и «Ниссан», 1981г.
Штамповочные и сборочные операции |
Япония |
США |
Выпуск штамповачных деталей в час |
550 |
325 |
Число занятых на линии штамповки |
1 |
7-13 |
Время на замену штампов |
5мин |
5ч |
Время на выпуск одного малогабаритного легкового автомобиля |
31ч |
60ч |
Общее число занятых на среднем автомобильном заводе |
2360 |
4250 |
Таблица 6. Сопоставление штамповочных и сборочных операций на автомобильных заводах Японии и США. 1982г
Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что Япония взяла за основу всем известную аксиому «Меньше затрат – больше прибыли» и усовершенствовала ее до такой степени, что из страны «третьего мира», какой ее считали в США, превратилась в высокоразвитую не только в автомобильной промышленности державу.
Так же хочу добавить то, что в 2007 году «Тоета» выйдет на первое место по продажам автомобилей в мире, обогнав такого американского титана, как «Дженерал моторс»…