Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Подвижной состав
Первые составы в Минском метрополитене начали своё движение по тоннелям в июне 1984 года. В подвижной состав минской подземки входят только «номерные» (вагоны моделей 81-714/81-717) всех серийных модификаций. Вагоны серий 81-714 и 81-717 изготавливались ММЗ (Мытищинским машиностроительный завод) и Петербургским ЗАО «Вагонмаш» (ранее он назывался «Ленинградский вагоностроительный завод имени И. Е. Егорова»).
Количество вагонов в составе на Московской и Автозаводской линиях разное. На Московской в состав входит 5 вагонов (с 1 сентября 2002 года), до 2002 ходили составы из 4 вагонов. На Автозаводской с момента открытия (1990 год) ходили составы из трёх вагонов. В теперешнее времени ходят составы из 4 вагонов, но из-за ввода 3 станций «Каменная горка», «Кунцевщина», «Спортивная» увеличился пассажиропоток, что требует увеличение состава на 1 вагон, что и запланировано на 01.09.2008. Обслуживается подвижной состав Минского метрополитена двумя депо — ТЧ1 «Московское» и ТЧ2 «Могилевское». Подготовка машинистов для минской подземки осуществляют на базе обоих депо. Обучение длится 9 месяцев.
По данным за 2005 год средняя техническая скорость поездов составила 50,5 км/ч (самая большая среди метрополитенов стран СНГ), средняя эксплуатационная — 40,8 км/ч (2 место в СНГ).
Интервал движения в час пик составляет 2 минуты на первой линии и 2,5 минуты на второй, пассажиров обслуживает 30 пар поездов в час. (17 пятивагонных составов на первой линии и 24 четырёхвагонных составов на второй линии). Первый поезд с конечных станций отправляется в 5:32 утра, последний в 1:02. После 23:00 интервал составляет 10 минут. Установленная на Минском метрополитене система управления принципиально позволяет выдерживать интервал попутного движения до 45 секунд.
Всего на май 2008 года в двух депо насчитывается 243 вагона.
В конце 2007 года в депо «Могилевское» начали проводить капитальные ремонты составов с полной заменой запчастей: т.е. по сути дела в старый кузов ставится новая начинка. По состоянию на конец мая 2008 года полностью прошел капитальный ремонт один состав (4 вагона) и уже работает на линии, близится к завершению КР 2-го состава, поставлен на КР 3-й состав. Номинальный срок службы вагонов – 31 год или пробег 3 млн. км После этого – капитальный ремонт либо списание. Но производить списание экономически нецелесообразно, потому что новый состав сегодня стоит порядка $4 млн. Пока новые составы закупают только при открытии новых станций и «подцепке» 5-го вагона.
81-714 – это промежуточный вагон. Внешне такой же как и 81-717, но только без кабины машиниста.
Вагон 81-717 (Мытищи) Вагон 81-717.5М (Санкт-Петербург) Пульт управления вагоном 81-717
Техническая характеристика вагонов
Значение Параметр |
Вагон типа 81-717 и его модификации (81-717.5 и 81-717.5М) |
Вагон типа 81-714 и его модификации (81-714.5 и 81-714.5М) |
Вместимость при плотности 10 чел./м2 |
308 |
330 |
Число мест для сидения |
42 |
48 |
Масса вагона, т.* |
34 |
33 |
Максимальный вес пассажиров, т. |
21.5 |
23 |
Просадка уровня пола при загрузке 20 т. |
75 мм. |
75 мм. |
Ширина дверного проема |
1380 мм. |
1380 мм. |
Длина по торцевым стенкам |
19206 мм. |
19206 мм. |
Ширина вагона |
2712 мм. |
2712 мм. |
База вагона |
12600 мм. |
12600 мм. |
Высота над головками рельсов* |
3700 мм. |
3700 мм. |
Уровень пола над головками рельсов* |
1208 мм. |
1208 мм. |
База тележки |
2100 мм. |
2100 мм. |
Масса тележки с оборудованием |
7.55 т. |
7.55 т. |
Диаметр колеса |
780 мм. |
780 мм. |
Тяговый двигатель | ||
Количество в каждом вагоне |
4 |
4 |
Номинальная мощность каждого двигателя |
112 кВт (152 л.с.) |
112 кВт (152 л.с.) |
Частота вращения |
1480 об./мин. (25 об./с.) |
1480 об./мин. (25 об./с.) |
Напряжение в ходовом режиме |
375 В |
375 В |
Напряжение в тормозном режиме |
750 В |
750 В |
Ток в обмотке |
330 А |
330 А |
КПД |
89% |
89% |
Масса |
760 кг |
760 кг |
Ускорение при разгоне, среднее* |
1,3 м/с2 |
1,3 м/с2 |
Замедление при торможении, среднее* |
1,3 м/с2 |
1,3 м/с2 |
Тип тормоза |
электродинамический |
электродинамический |
Максимальная скорость |
90 км/ч |
90 км/ч |
Установленный срок службы |
31 год |
31 год |