Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Нанесение гальванических и химических покрытий
Гальванические и химические покрытия наносят для компенсации износа поверхности детали, а также как антикоррозионные или декоративные покрытия. Из гальванических способов наиболее широко применяют:
§ хромирование;
§ железнение;
§ никелирование;
§ цинкование;
§ меднение.
Из химических применяют
§ оксидирование;
§ фосфатирование.
Гальванические покрытия получают из электролитов, в качестве которых служат водные растворы солей тех металлов, которые необходимо нанести на детали. Катодом при этом служит деталь, анодом – металлическая пластина. При прохождении тока через электролит на катоде будет осаждаться металл, а анод будет растворяться.
Технологический процесс нанесения покрытий на детали заключается в подготовке деталей к нанесению покрытия, нанесении покрытия и обработке деталей после покрытия.
Подготовка деталей к нанесению покрытия включает следующие операции:
w механическую обработку с целью придания поверхностям детали правильной геометрической формы;
w очистку деталей от окислов путём обработки полировальными кругами с пастой;
w предварительное обезжиривание деталей растворителями;
w монтаж деталей на подвесное приспособление для последующего погружения их в ванну с электролитом и обеспечения надёжного электрического контакта с токоподводящей штангой;
w изоляцию поверхностей детали, которые не подлежат покрытию кислотостойкими материалами (лаком, плёнками и т.п.);
w обезжиривание наращиваемых поверхностей электрохимической обработкой в щелочных растворах или протиркой венской известью;
w промывку деталей в горячей и холодной воде с целью удаления щелочи и контроля качества обезжиривания;
w активацию (анодную обработку) поверхности детали с целью удаления тончайших окисных плёнок. Перед хромированием активацию производят в ванне для хромирования. Детали выдерживают под током на аноде 30-40 с, а затем переключают на катод для наращивания металла. При железнении активацию производят в ванне с 30 %раствором серной кислоты. После активации детали металл наращивают в гальванических ваннах.
Обработка деталей после нанесения покрытия включает следующие операции:
· промывку деталей в холодной и горячей воде от остатков электролита;
· нейтрализацию в содовом растворе;
· демонтаж с подвесного приспособления;
· удаление изоляции;
· механическую обработку до требуемого размера.
Хромирование деталей проводят в электролите, который представляет собой водный раствор хромового ангидрида и серной кислоты. Анодом при этом служат пластины из свинца. Концентрация хромового ангидрида в электролите может изменяться в пределах 150 – 400 г/л, а концентрация серной кислоты должна быть в 100 раз меньше.
Режим хромирования определяется двумя параметрами – плотностью тока и температурой электролита. Изменяя соотношение этих параметров, можно получить три вида хромовых покрытий, отличающихся своими свойствами:
1. Матовые (серые) - отличаются высокой твёрдостью и хрупкостью, но имеют пониженную износостойкость;
2. Блестящие - имеют высокую твердость и износостойкость, а также красивый внешний вид;
3. Молочные - имеют небольшую твёрдость, пластичны, обладают высокой износостойкостью и антикоррозионными свойствами.