Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Статистика рынка продаж за 2005 год
В минувшем году объем продаж легковых автомобилей в европейских странах (включая новых членов ЕС) снизился по сравнению с 2004 годом на 0,7% и составил 15 223 тысячи. При этом самым провальным месяцем оказался декабрь – снижение на 3,9%. Тем не менее в целом очень неплохо шли дела у японцев (за исключением «Мазды» и «Ниссана») и корейцев, а также американцев и немцев. Не слишком удачно завершился год для французов (у PSA падение 2,5%, у «Рено» – 4,7%), не порадовал своих акционеров итальянский ФИАТ (-10,2%) и совсем оплошал британский «MG Ровер» (-58,3%).
На этом фоне более чем впечатляющими выглядят итоговые данные по России, где в 2005 году продано 1 450 тысяч новых легковых автомобилей – на 11% больше, чем в 2004 году (1 294 тысячи). Почти половина – 49,7% проданных машин пришлась на марку «Лада». Непосредственно АВТОВАЗ в 2005-м реализовал 648 тысяч.
Объемы продаж других российских марок существенно снизились. Суммарный объем продаж автомобилей ИЖ, «Ока», «Волга» и УАЗ едва превысил 100 тысяч – это примерно на 42% меньше, чем в 2004-м. Их доля рынка сократилась за год с 13,9 до 7% – вдвое. В 2005 году прекратил производство собственных моделей «ИжАвто». С лета 2006-го заканчивается выпуск «Оки» в Набережных Челнах, еще через пару лет может уйти и «Волга». Из традиционных российских легковых марок останутся, видимо, лишь «Лада» да сменивший имя на иностранное UAZ.
В то же время новых иномарок в прошлом году в России продано более 610 тысяч штук, при том, что каждая четвертая произведена у нас в стране. Лидирует южно-корейская «Хёндэ» (87,5 тыс.) с ростом объемов продаж более 70%. Кстати, могло быть еще больше, если бы не подвели поставщики машинокомплектов: осенью, как мы не раз сообщали, поставки «акцентов» и «сонат» из Кореи на Таганрогский автозавод шли с большими задержками.
Второе место благодаря СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» и успеху корейских моделей, продаваемых теперь под американской маркой, занял бренд «Шевроле» (66,5 тыс. шт.). Отметим, однако, что некоторое падение интереса к «Шевроле-Ниве» потребовало корректировать планы ее выпуска в сторону снижения. СП в Тольятти выпустило в 2005 году 51,8 тыс. автомобилей (против 57,7 тыс. в 2004-м), а продало и вовсе 46,2 тыс. штук.
Третью позицию занимает «Тойота» – 60,6 тысячи (если считать вместе с «Лексусом» – 66 тыс.). Далее «Форд» (60,6 тыс. шт.), «Мицубиси» (55,1 тыс. шт.), «УзДэу» (48,6 тыс. шт.), «Ниссан» (46,5 тыс. шт.), «Рено» (29,2 тыс. шт.), КИА (24,7 тыс. шт.) и «Мазда» (21,1 тыс. шт.).
Эксперты оценивают российский автомобильный рынок как один из самых быстроразвивающихся ныне. В 2005 году, по данным аналитической компании PriceWaterhouseCoopers, россияне потратили на покупку автомобилей 18,3 млрд. евро (на 22% больше, чем в 2004-м). Рост продаж в первую очередь связывают с развитием потребительского кредитования. По некоторым оценкам, за 2005 год банки выдали в стране автокредиты не менее чем на 4–4,5 млрд. евро. Тем не менее рынок еще далек от насыщения. По статистике, на тысячу россиян приходится примерно 160 автомобилей. В европейских странах этот показатель в 2–3 раза больше.
Прогнозы на новый год у разных экспертов, естественно, различаются, но кое в чем все сходятся. Так, более чем вероятно, что в 2006 году сравняется число проданных новых иностранных и новых отечественных автомобилей, причем первых прирастет почти на 50% (до 840–850 тыс. штук), а вторых еще больше сократится. Уменьшится и доля подержанных иномарок, причем резко – с 400 до 300 тыс. В первую очередь за счет того, что будет больше предложений в секторе недорогих иномарок российской сборки, а во вторую – благодаря росту собственного вторичного рынка.