Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Российский рынок легковых автомобилей
Российский рынок легковых автомобилей – один из наиболее динамично развивающихся секторов потребительского рынка, демонстрирующий устойчивый рост. Рост доходов населения обеспечивает увеличение спроса как на импортные, так и на российские автомобили. Российский легковой автопарк характеризуется высокой долей машин с большим сроком эксплуатации. Надо отметить, что в Москве старых автомобилей значительно меньше, чем в целом по России. По данным консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в настоящее время началось постепенное уменьшение доли импортных подержанных автомобилей в пользу новых - как иностранных, так и отечественных. По данным ГИБДД, в 2004 г. примерно 550 тысяч автомобилей было снято с учета, что связано с установлением нового порядка уплаты налога на транспортные средства и введением обязательной страховки, что заставляет владельцев избавляться от своих совсем старых автомобилей. На рис. 1 (Источник: Минпромэнерго РФ отображена тенденция к увеличению доли новых импортных автомобилей, а также импортных автомобилей промышленной сборки в структуре рынка легковых автомобилей. Причем рост числа новых иномарок затрагивает, в основном, ценовой сегмент $15 и более тыс., лишь небольшая часть этих машин включается в сегмент от $ 7 до 8 тыс. Между тем, массовый спрос российских потребителей сосредоточен в диапазоне между $ 6 и 10 тыс. за автомобиль, и именно этот ценовой сегмент является полем наиболее острой конкуренции производителей на автомобильном рынке России. Надо отметить, что в настоящее время покупатели имеют возможность, используя систему автокредитования, приобретать более качественную импортную продукцию, игнорируя отечественную, тем более, что отпускные цены на отечественные легковые автомобили растут и стремятся сравняться с ценами на импортные, а качество российских автомобилей улучшается незначительно. Надо отметить, что ежегодное увеличение импорта легковых автомобилей является серьезной угрозой отечественному производителю. Причем, по прогнозам, конкуренция существенно усилится через несколько лет, когда российский рынок начнет активно заполняться китайскими автомобилями, имеющими значительное ценовое преимущество.
Рис. 1. Ценовая структура рынка легковых автомобилей
Действительно, по сообщению Росстат, производство легковых автомобилей в России в I полугодии 2005 г. снизилось на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2004г. - до 500,4 тыс., сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Основной причиной снижения объемов производства Минэконом развития России называет существенный спрос на продукцию иностранных производителей в условиях повышения цен на отечественные автомобили и гибкой ценовой и сбытовой политики дилеров иностранных компаний.
Со своей стороны, дилеры главной причиной роста спроса на иномарки считают увеличение доходов граждан России. В числе факторов, способствующих росту продаж иномарок - развитие продаж в кредит, лизинга и продаж по системе trade-in, развитие дилерской сети, обновление модельного ряда, увеличение гарантийного срока на автомобили ряда зарубежных производителей. Кроме того, существенным моментом для покупателей являются различные специальные предложения иностранных производителей, программы скидок, техобслуживания, льготное страхование и подарки. Однако кредитование, лизинг и трейд-ин не всегда доступны покупателям в регионах. В основном причина этого в том, что не все банки, с которыми работают продавцы автомобилей, имеют развитую сеть филиалов в регионах.