Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Российский рынок легковых автомобилей
Среди отечественных производителей легковых автомобилей наибольшей популярностью у российского покупателя пользуются ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "ГАЗ", ОАО "ИжАвто", ОАО "ЗМА", ОАО "УАЗ" (рис. 6). По данным "АСМ-Холдинг", наибольший прирост объемов продаж в 2004 г. продемонстрировали ООО "ТагАЗ" - в 4,1 раза, ЗАО "Автотор" - 72%, ЗАО "Форд Мотор компани" (58,4%). Сократили продажи легковых автомобилей ЗАО "Рослада" – на 36,8%, ОАО "УАЗ" – на 5,6%, ОАО "ИжАвто" – на 0,3%.
Рис. 2. Объем продаж автомобилей российского производства в 2005 г., тыс. шт.
Одним из следствий протекционистских мер по защите отечественного производства легковых автомобилей (в частности, введения высоких таможенных пошлин на ввоз импортных автомобилей) стало увеличение доли иностранных компаний, наладивших свое производство в России. В 2004 г. в России было произведено 133 тыс. автомобилей иностранных марок, их доля в общем объеме производства автомобилей выросла за 2004 г. с 5,3% до 12% (Источник: http://www.autostat.ru).
Таким образом, российский рынок легковых автомобилей в настоящее время характеризуется:
· Медленным но устойчивым общим ростом рынка в количественном выражении (2-3% в год);
· Увеличением средней цены и, как следствие, быстрым ростом рынка в денежном выражении (20-30% в год);
· Увеличением объемов продаж в ценовом сегменте от 10 до 25 тысяч долларов;
· Устойчивым ростом доли импортных легковых автомобилей и автомобилей производственной сборки;
· Существенным снижением доли продаж подержанных автомобилей;
· Повышением уровня требований покупателей к качеству легковых автомобилей, а также к комплексу услуг, предоставляемых продавцом.
Перечисленные факторы обуславливают формирование жесткой конкурентной среды для отечественных производителей. В этих условиях особенно важно разрабатывать эффективную маркетинговую политику, соблюдать соотношение «цена – качество» для продукции, снижать издержки производства.