Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Спори двух предприятий ПО «Зоря» и НПО «Машпроект»
Судя по всему, Николаеву суждено в очередной раз оказаться в центре внимания людей, пристально следящих за головокружительными зигзагами и хитросплетениями большой приватизации. Одно из поручений Президента Л. Кучмы, данное им во время октябрьской рабочей поездки в Николаев, было исполнено в рекордно короткий срок. Уже 2 ноября вышел приказ Министерства промышленной политики о создании единого предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря» путем реорганизации (слияния ) ПО «Зоря» и НПО «Машпроект».
Ряд партий и общественных организаций, причем разного политического спектра, усмотрели в приказе стремление уничтожить один из немногих очагов науки и конструкторской мысли и выступили с резкими протестами. Еще более непримиримо отнеслись к документу на самом «Машпроекте». Ведь он, согласно министерскому приказу, в одночасье лишился статуса юридического лица, а вскоре и собственного руководителя. Генеральным директором вновь созданной единицы назначен руководитель «Зори» Юрий Бондин.
На срочно созванной конференции трудового коллектива «Машпроекта» отметили, что приказ министерства затормозит процесс создания конкурентоспособной газотурбинной техники в стране. По мнению ее участников, фактически речь идет о поглощении наукоемкого производства со всеми вытекающими из этого последствиями, вплоть до увольнения сотен работников. Принято постановление, в котором премьер-министру А.Кинаху, министру промполитики В.Гурееву предлагается «приостановить действие приказа, возвратиться к вопросу создания научно-производственного комплекса в форме корпорации НПО «Машпроект» и ПО «Зоря»с сохранением юридических лиц предприятий». Создана рабочая группа, которая ставит целью не допустить механического объединения предприятий с последующей приватизацией новосозданного комплекса…
Чтобы лучше разобраться в происходящем, вернемся во времена, когда в Николаеве только рождалось газотурбиностроение. Тогда ПО «Зоря» и НПО «Машпроект» создавались как единый научно-технический комплекс для производства и совершенствования корабельных газовых и прежде всего военных турбин. Это было единственное в СССР предприятие, производящее такую продукцию. Но уже в тот, стартовый период, когда производство военной продукции было налажено, отношения инженеров-производственников, отвечающих за серийный выпуск, и конструкторов, призванных смотреть вперед и разрабатывать все более совершенные образцы, были совсем не безоблачными.
Если для серийного завода важны объемы производства и конкурентоспособность продукции, то для НПО главным критерием оценки является уровень и количество запущенных в производство и оправдавших себя образцов. Одни стремились к наращиванию производства, другие — к совершенствованию выпускаемых турбин. И когда первоначальный «голод» на газовые двигатели для флота был утолен, тогдашние промышленные стратеги разделили единый комплекс на две составляющие — серийный завод «Зоря» и НПО «Машпроект».
С того времени за единым забором работают два крупных предприятия. Долгое время такое соседство, сопровождавшееся четким разделением обязанностей, по всеобщему признанию приносило пользу и не вызывало особых трений. Ситуация изменилась в пору, когда после конверсии оба предприятия дополнительно к корабельным турбинам перешли на разработку и производство газоперекачивающих установок и двигателей для электростанций.
Очутившись на вольных хлебах и лишенные господдержки, каждое из них шло своим путем. При этом интересы достаточно далеко разошлись. «Машпроект» в условиях сложного десятилетия сумел разработать целую серию конкурентоспособных изделий, которые нашли применение в России, Китае, Иране, Корее. А разработка газотурбинного двигателя мощностью 110 мегаватт (ГТД-110) — и вовсе незаурядное событие. Когда новинку удастся полностью довести до ума, Украина будет выпускать конкурентоспособные образцы мощных газовых энергетических турбин.
Генеральный конструктор НПО «Машпроект» Виктор Романов уверен, что выделение конструкторской организации из состава серийного завода было оправданным и подтвердило свою необходимость. С тех пор каждый занимается своим делом и отвечает за него. Конструкторы — за разработки, завод — за производство. По его мнению, «Машпроект» и «Зоря» попросту несовместимы по видам деятельности.