Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Спори двух предприятий ПО «Зоря» и НПО «Машпроект»
В этой связи следует вспомнить о еще недавнем скандале (о чем уже писало «Зеркало Недели»), когда без особой гласности, а вернее, и вовсе без таковой, была сделана попытка приватизировать ПО «Зоря», создать на его основе предприятие с иностранными инвестициями. Тогда в проектируемое предприятие должны были войти, кроме государства (в лице ФГИ), известная российская энергокомпания ОАО «Мосэнерго», малоизвестное ЗАО «Зангас-Украина» и «шесть физических лиц из состава менеджмента завода». Имущество крупнейшего и современнейшего завода оценили недорого, в 100 млн. грн.
Столь скромная сумма, как и туманные инвестиционные обязательства учредителей, вызвали громкий скандал. После него высокопоставленные чиновники как в Киеве, так и в Николаеве в один голос заверяли общественность, что предприятие, которое работает эффективно, вносит большой вклад в бюджет, нет нужды отдавать в чужие руки, и вопрос о его приватизации снят с повестки дня. «Зоря» — уже сама по себе жемчужина, а вместе с «Машпроектом» ей цены не будет. (Впрочем, это как раз то, что надо. Видимо, очень влиятельные люди стоят за этим процессом, если готовится столь роскошный приватизационный пирог.) Но заверений хватило, как видим, ненадолго.
Не исключено, что сейчас реализуется более сложный план, конечной точкой которого является уже не только ПО «Зоря», но и НПО «Машпроект». Кстати, согласно нашим законам, приватизация научно-производственных объединений, к которым относится «Машпроект», запрещена. Любопытно, а после министерского приказа — можно, или как? А если можно, то кому именно? Ясное дело, что желающих приобрести такой лакомый кусок среди украинских бизнес-групп будет немало.
И если первый и последующие шаги удадутся, то мы можем стать свидетелями того, как прибыль эффективно работающих предприятий вместо государственного и местного бюджета перетечет в карманы «инвесторов». Тем более что при существующих порядках слишком буквально выполнять свои обещания необязательно. За примером такого рода далеко ходить не надо. Новые собственники Николаевского глиноземного завода не только не покончили с толлингом, но и нарастили его. А это уже снижение отчислений в бюджеты, в том числе и местные. Так что опасения николаевцев понятны, тем более что в своем нынешнем виде, т.е. без реорганизации, «Зоря» с «Машпроектом» обеспечивают более четверти бюджета области.
Безусловно, два соседних, взаимодополняющих и, добавим, государственных предприятия при все изменяющихся условиях и обстоятельствах просто обязаны сотрудничать более тесно, учитывать интересы друг друга. Рано или поздно должны были быть приняты какие-то решения. Вопрос только в том, какие — чтобы хотя бы не навредить ни производству, ни государству.
Р.S. Как стало известно, процесс объединения пошел с первого же дня выхода министерского приказа. «Воссоединительная» комиссия приступила к работе. Протестные акции не прошли незамеченными. Поступили сообщения, что «Машпроект» входит в состав «Зори» на правах обособленного подразделения, его руководитель займет должность первого заместителя генерального директора научно-производственного комплекса «Зоря», а реорганизация предприятий не приведет к сокращению или ликвидации льгот пенсионерам.
Впрочем, все это может быть не более чем благие обещания, ибо в министерском приказе, во исполнение которого и действует рабочая комиссия, о сохранении какой-либо автономии речь не идет.