Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Спори двух предприятий ПО «Зоря» и НПО «Машпроект»
Разработка и серийное производство принципиально отличаются методами планирования, управления, финансирования. В условиях объединения средства на новые разработки, считают машпроектовцы, будут выделяться по остаточному принципу, что затормозит научно-технический прогресс и нанесет вред всем, прежде всего — самому серийному заводу. «Машпроект» относится к немногим предприятиям, которые без финансовой помощи государства сохранили кадры и высокий научный уровень разработок, создали свою стратегию для высокотехнологического производства. А это возвышает Украину как страну, торгующую лицензиями на наукоемкие разработки, что не только престижно, но и прибыльно, и перспективно. При этом сфера интересов конструкторов расширилась, они занялись проектами и в теплоэнергетике, металлургии, ряде других отраслей. Интеллектуальную продукцию «Машпроекта» покупают такие страны, как Италия, Канада, Германия, Греция, Китай, Сингапур. Объединение предприятий, ориентация разработчиков исключительно на обеспечение потребностей серийного завода, считают машпроектовцы, приведет к тому, что от многих направлений разработок придется отказаться. https://findpatent.ru купить онлайн принадлежности для офиса.
Хотя не все так однозначно. У инициаторов создания единого предприятия на базе двух — а ими стали руководители «Зори» — тоже есть аргументы. Здесь считают, что объединение необходимо, потому что эффективность судового и энергетического газотурбостроения из года в год снижается. Вследствие того, что разработчики и производители ведут разную, часто противоположную политику, отрасль теряет перспективу. По мнению «зорян», юридическая самостоятельность каждого предприятия ведет к тому, что, действуя разрозненно, они вводят друг друга в убытки. Так «Машпроект», передавая в одностороннем порядке свои разработки на предприятия других стран, создает для «Зори» все новых и новых конкурентов.
По всей видимости, представители «Зори» имеют в виду то, что «Машпроект» ряд своих разработок (ту же ГТД-110) осуществляет не с предприятием, которое находится за одним забором, а, скажем, с российским предприятием «Сатурн» (бывшие «Рыбинские моторы»). Одному из китайских предприятий тоже поступила документация из НПО, и таких примеров можно привести еще немало.
Сама «Зоря», не находя общего языка с «Машпроектом» в ряде вопросов, вынуждена заключать договора на проектирование с иностранными фирмами. Руководители серийного завода сетуют, что не так давно пришлось заключить договор на разработку электростанций «под ключ» с концерном «Сименс». Заказаны проекты газоперекачивающих агрегатов и немецкому концерну «MAN». И не бесплатно, разумеется.
По мнению генерального директора ПО «Зоря» Юрия Бондина, слияние интеллектуального и производственного потенциала путем присоединения НПО «Машпроект» к ПО «Зоря» позволит защитить позиции отечественных газовых турбин на мировом рынке, общими усилиями ускорить разработку и освоение конкурентоспособной продукции, включая те машпроектовские разработки, которые это предприятие не в состоянии завершить даже с помощью иностранных партнеров. Так что необходимость более тесной координации очевидна.
Но сблизить сильно разошедшиеся предприятия можно ведь по-разному. Можно сохранить юридическую самостоятельность обоих, предложив какую-то форму взаимодействия, заключив определенные и хорошо контролируемые, вплоть до финансовых санкций в случае нарушения, договора. Это позволило бы устранить или, как минимум, сгладили несуразицы во взаимоотношениях.
Тем более имеется и определенный опыт. К примеру в Запорожье прекрасно уживаются и сотрудничают разработчики и строители самолетных двигателей, государственное КБ «Прогресс» и серийный завод «Мотор-Січ».
С полгода назад представители обоих николаевских предприятий при участии чиновников из Кабмина и обладминистрации подписали протокол о создании корпорации «Николаевские газовые турбины». Но в одночасье все вдруг изменилось — приоритет отдан поглощению.
В чем же дело? Ответ можно найти в переписке между местными и центральными органами исполнительной власти, обмене разного рода аналитическими справками, который интенсивно продолжался в течение полугода. Так вот, объединение предприятий в одно юридическое лицо в этом проекте рассматривается только в качестве первого шага, за которым последует корпоратизация вновь созданного комплекса и его приватизация.