Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Архитектура станций Кировско-Выборгской линии
За “Балтийской” следует станция “Нарвская”, спроектированная Архитекторами А. В. Васильевым, Д. С. Гольдгором и С. Б. Сперанским. Наземный вестибюль ее на площади Стачек расположен по соседству с Нарвскими триумфальными воротами и по оформлению удачно перекликается с ними. Трудовая слава советского народа — такова тема архитектурно-скульптурного оформления подземного зала “Нарвской”. На пилонах станций помещены сорок восемь горельефов, изображающих советских людей самых разнообразных профессий — строителей, шахтеров, металлургов, учителей, метростроевцев, моряков . Это произведения М. К. Аникушина, М. Р. Габе, А. М. Игнатьева, М. Т. Литовченко и других мастеров скульптуры. Светлым и праздничным кажется подземный зал, и это ощущение усиливается сверкающими световыми дугами и красным мозаичным фризом, на фоне которого блестят золотые венки из дубовых листьев.
За “Нарвской” подземный путь вскоре проходит к прославленному Кировскому заводу. Находящиеся здесь станция “Кировский завод” спроектирована архитектором А. К. Андреевым. Ее отдельно стоящий наземный павильон прямоугольной формы окружен стройной колоннадой; он архитектурно оформляет пересечения проспекта Стачек с одной из боковых улиц. При проектировании подземного зала станции “Кировский завод” архитектор использовал некоторые из традиционных приемов и форм. Но это отнюдь не помешало созданию композиции вполне современной. Два длинных ряда колонн, соединенных пологими арками, организуют перспективу станций своим четким ритмом. Над каждой колонной — рельефный металлический картуш с индустриальной эмблемой. Стены и пилоны облицованы дымчато-серым с прожилками мрамором “Сванетия”. Стальной цвет облицовки, холодное поблескивание рельефных деталей, чеканность ритма — все это придает архитектуре станции специфический, “индустриальный” характер.
Первая линия ленинградского М. заканчивалась станцией “Автово”, построенной по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Ее наземный вестибюль украшен шестиколонным дорическим портиком и завершенный куполом, стоит на проспекте Стачек между домами жилого массива. Мелкое заложение станции дало возможность отказаться от эскалаторов и выполнить перекрытие подземного зала плоским. Его поддерживают 46 колонн, поставленных в два ряда. Для облицовки колонн авторы проекта предложили использовать рельефное прессованное стекло. Этот замысел был реализован не полностью: стеклянную облицовку получили только 16 колонн. Выполненный на стекле орнамент, спиралью обвивающей цилиндры опор, в еще большей степени усложняет декоративный убор станции. Торцовую стену подземного зала заполняет большое мозаичное панно. Художники В. А. Воронецкий и А. К. Соколов изобразили на нем счастливую женщину с младенцем на руках — это символ мира, завоеванного в тяжелой борьбе с фашизмом.
Последние станции Кировско-Выборгской линии на юге — “Ленинский проспект” и “Проспект Ветеранов” — построены на 22 года позднее, чем “Автово”. Эти колонные станции тоже мелкого заложения и не имеют эскалаторов. Но их архитектура гораздо лаконичнее, строже.
Выразительность станции “Ленинский проспект” (архитекторы А. С. Гецкин и Е. И. Валь) в значительной степени определяется удачным подбором облицовочных материалов: расширяющиеся к верху колонны, облицованные красным гранитом, эффектно выделяются на фоне белых стен из не полированного мрамора.
Несколько более более приглушенной по цвету решена станция “Проспект ветеранов”(архитектор В. Г. Хильченко). Здесь колонны облицованы черным лабрадоритом, пол покрыт серыми плитами гранита, чередующиеся с черными вставками, обрамленные латунными полосками. Металлическими профилями выделены и ребра колонн. Контрастную ноту в цветовую гамму вносит золотистый мрамор “газган”, примененный для облицовки стен.
В 1958 году первая линия ленинградского М. была доведена до Финляндского вокзала. В архитектурном решении сооруженных здесь двух станций — “Чернышевской” (архитекторы А. В. Жук и С. Г. Майофис) и “Площадь Ленина” ( архитектор А. К. Андреев ) — наглядно отразились те перемены, которые в конце 50-х годов произошли в советской архитектуре. На этих станциях нет сложного декоративного убора, столь охотно применявшейся раньше. Красив по тону светло-серый мрамор облицовки “Чернышевской”, с ним очень хорошо сочетаются серебристые вентиляционные решетки. На контрастном сопоставлении красного и белого цвета построена колористическая гамма подземного зала станции “Площадь Ленина”.