Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Борьба за живучесть судна
Вентилирование не должно прекращаться в помещениях и отсеках судна, пока там находятся люди.
Для обнаружения пожара в судовых помещениях могут быть установлены датчики автоматической электрической системы сигнализации – дымовые и тепловые.
Дымовые устанавливаются в трюмах, МП, на камбузах и кладовых. Тепловые – в жилых, служебных, производственных помещениях, а также в МП, трюмах, на камбузах.
На судах используются следующие системы пожаротушения:
- водопожарная – воздействует на зону горения, охлаждая ее;
- спринклерная – то же;
- водораспыления – то же;
- водяных завесов – воздействует на зону горения, охлаждая ее, создает преграду распространения огня;
- водяного орошения – охлаждает конструкции;
- паротушения – разбавляет окислитель и частично охлаждает зону горения;
- углекислотного тушения – разбавляет окислитель;
- инертных газов – то же;
- тушения хладонами – ингибирует (снижает интенсивность) процесс горения;
- пенотушения – изолирует горючие вещества от зоны горения;
- порошкового тушения – изолирует горючие вещества и ингибирует горение.
Водопожарная система состоит из насосов (основных и аварийного), трубопроводов, пожарных кранов (рожков), рукавов и стволов.
Система пенотушения состоит из емкости для хранения пенообразователя, подводящих трубопроводов, смесительного устройства и пеногенераторов. Судовые магистрали, пожарные краны и рукава общие с водопожарной системой.
Углекислотные системы подразделяются на:
- высокого давления, когда CO2 хранится под давлением 60 атм. В специальных баллонах 40-50л;
- низкого давления – углекислый газ содержится в изотермической цистерне при температуре около –200С и давлением несколько выше атмосферного.
От станции по специальным трубопроводам СО2 подается в помещение, где распыляется с помощью выходных головок.
Хладоновая система, устанавливаемая в МП, грузовых трюмах и некоторых других помещениях судна, состоит из станции в специальном помещении, где размещаются емкости для хранения хладона и пусковой аппаратуры, разводящих трубопроводов и головок-распылителей, размещенных равномерно в охраняемых помещениях.
В случае возникновения пожара, по общей судовой тревоге необходимо:
- остановить движение судна, а в случае необходимости развернуть так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;
- вывести людей из опасной зоны;
- задраить все двери (противопожарные) и заслонки;
- выключить вентиляцию;
- герметизировать корпус судна, задраить водонепроницаемые закрытия, имеющие маркировку ТП и иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции и имеющие маркировку Т;
- запустить насосы водопожарной системы;
- все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение привести в полную готовность к немедленному действию;
- с разрешения капитана судна отключить электроэнергию в районе, охваченном пожаром;
- командир аварийной партии посылает группу разведки пожара на место пожара;
- шлюпки, оказывающиеся под угрозой огня приспустить или спустить на воду
Способы ликвидации пожаров:
- охлаждение зоны горения (в основном водой);
- изоляция реагирующего вещества от зоны горения (в основном пеной, порошковыми составами);
- разбавление реагирующих веществ;
- химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов
Спасательные средства
предназначаются как для спасения экипажа и пассажиров с гибнущего судна, так и для оказания помощи людям с других судов, терпящих бедствия.
Причины гибели судов могут быть самыми различными: пожар, посадка на мель, утрата плавучести, потеря остойчивости и др. Спасательные средства должны обеспечивать не только эвакуацию людей с гибнущего судна, но и в наибольшей степени ограждать их от неблагоприятных воздействий внешней среды (высокая температура горящей на поверхности воды нефти; низкая—в арктических водах), создавать условия для нормальной жизнедеятельности в течение некоторого времени.
Все морские суда снабжаются спасательными средствами в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/83) и разработанными на ее основе соответствующими Правилами Регистра.
Все спасательные средства можно разделить на две категории — индивидуального и коллективного пользования. |
Индивидуальные спасательные средства предназначены для кратковременного поддержания человека на плаву. Кратковременного потому, что даже в достаточно теплой воде (< = 20 °С) человек от переохлаждения теряет сознание через 2—2,5 ч, а его гибель наступает через 8—10 ч. При t= 10°С это время 1 соответственно составляет 0,5 ч и 1—1,5 ч. Считается, что допустимое время пребывания человека в воде без специальной одежды при t==10°С равно 3—5 мин, а при t=20°С—не более 40 мин. К индивидуальным спасательным средствам относятся спасательные круги, жилеты, нагрудники, а также костюмы-комбинезоны, некоторое время предохраняющие от переохлаждения.