Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Борьба за живучесть судна
Аварийный радиобуй либо сбрасывается экипажем с терпящего бедствие судна, либо всплывает после его гибели. В воде он автоматически включается и передает сигнал бедствия, содержащий сведения о судне (его тип, название, государственная принадлежность), характере бедствия и времени, прошедшем с начала аварии.
Нормы комплектация судов аварийным снабжением зависят от района плавания, длины и назначения судна. К аварийному снабжению судна относятся:
1. Пластыри мягкие облегченные и шпигованные.
2. Мат шпигованный
3. Набор такелажного инструмента.
4. Набор слесарного инструмента.
5. Брус сосновый.
6. Доски сосновые.
7. Клин сосновый.
8. Клин березовый.
9. Пробки сосновые.
10. Парусина полульняная.
11. Резина листовая.
12. Войлок грубошерстный.
13. Пакля смоляная ленточная.
14. Проволока стальная низкоуглеродистая.
15. Скоба строительная.
16. Болты шестигранные с головкой.
17. Гайки шестигранные.
18. Шайба.
19. Гвозди строительные.
20. Цемент быстросхватывающийся.
21. Песок для строительных работ.
22. Жидкое стекло.
23. Жир технический.
24. Сурки железный.
25. Пила двуручная.
26. Топор плотницкий.
27. Пила-ножовка.
28. Лопата подборочная.
29. Вёдра.
30. Кувалда тупоносная.
31. Фонарь взрывобезопасный аккумуляторный переносной.
32. Упор раздвижной.
33. Струбцина аварийная.
Дополнительное снабжение пассажирских судов и судов специального назначения:
1. Переносной автогенный агрегат.
2. Ручной гидравлический домкрат.
3. Кузнечная кувалда.
4. Кузнечное зубило с ручкой.
5. Лом обыкновенный.
6. Домкрат винтовой.
Пришедший в негодность во время ликвидации аварий и в процессе учения аварийный инвентарь должен быть возобновлен при первой же возможности независимо от установленных сроков службы.
Структура организации борьбы с водой определяется кругом задач, которые должны решаться комплексно, и условиями, в которых это происходит. Эти задачи реализуются Расписанием по тревогам и разработкой типа Наставления или Рекомендаций на опыте крупных аварий и анализе действующих нормативных документов. Каждый член экипажа должен иметь каютную карточку и твердо знать ее содержание. В каютной карточке указываются виды тревог, сигналы судовых тревог и их значение; обязанности и место сбора по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюпки. Подготовка экипажа должна осуществляться постоянно, быть обязательной для всех и проводиться в комплексе с технической и профессиональной подготовкой. Основными формами подготовки экипажа являются занятия, тренировки и учения.
Еще при проектировании судна предусматривается разделение корпуса на ряд водонепроницаемых отсеков, что обеспечивается водонепроницаемыми переборками (количество от водоизмещения судна). В ряде случаев в таких переборках делаются вырезы (лазы) для перехода из одного отсека в другой; на таких вырезах устанавливаются водонепроницаемые клинкетные двери, задраиваемые по сигналам тревог.
В обычных условиях эксплуатации поступление воды в отсек контролируется замерами в льялах грузовых помещений уровня воды – каждую вахту, о чем докладывается вахтенному офицеру и делается запись в журнале замеров; в МКО контроль поступления воды ведется визуально.
В аварийных ситуациях, при получении пробоины визуально определяется район расположения пробоины: между какими шпангоутами она находится, ее размер, высота от главной палубы. Все вышеуказанное докладывается на мостик. На мостике ведутся расчеты по остойчивости и непотопляемости судна.
В зависимости от величины пробоины применяются: деревянные клинья, забиваемые вручную с внутренней стороны корпуса; иллюминаторные пробки, имеющиеся в аварийном снабжении упорные аварийные брусья, раздвижные механические упоры; заводка пластыря на пробоину и откачка воды из отсека, постановка цементного ящика (установка, расклинивание опалубки, заливка цементного раствора с применением жидкого стекла).
При пробоинах, превышающих размер пластыря, заделкой их принимаются аварийно-спасательные службы с применением кессонов.
При невозможности продолжения борьбы за живучесть судна в затопленном отсеке, его необходимо покинуть по команде с мостика или, по мере поступления воды в аварийный отсек, по внутренним трапам на палубу, для чего необходимо знать их расположение. Пути эвакуации из помещений должны быть соответствующим образом отмаркированы.