Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Ванты
Примечание: Длина ванты дана при температуре + 20°С и натяжении 1020 кН.
В процессе выполнения заказа фирма-изготовитель должна предоставит казчику копию стандартов, на основании которых изготовлены канаты, анкерные устройства и сплав для заливки втулок, а также по каждому канату акт-сертикат со следующими данными:
- общие сведения, включающие в себя длину ванты, вес каната, веса анкер ных устройств, общий вес ванты, число слоев проволоки, число проволок в слое, диаметр проволок, площадь сечения проволок, вид проволок (светлая, оцинкованная), вид и направление свивки, шаг свивки, расход цинка (при оцинковке), предел температур в стадии эксплуатации, необходимость окраски с течением времени
- результаты испытаний, содержащие сведения о суммарном разрывном усилии проволок в канате, действительном разрывном усилии каната в целом, среднем пределе прочности проволок, выносливости ванты (с проушинами), диапапазоне предела прочности проволок, механических свойствах материала анкерных устройств, мере ползучести канатов, проскальзывании канатов во втулках, жесткости канатов на изгиб, модуле упругости каната после вытяжки, после намотки на барабан, а также после длительного хранения.
Техническим требованиям и расчетным параметрам, как оказалось, соответствует оцинкованный канат закрытого типа, выпускаемый по ТУ 14-4-1216-82 АООТ "Волгоградский сталепроволочно-канатный завод" (АООТ "ВСПКЗ"). Подобные канаты, но с несколько более низкими показателями, выпускает также Днепропетровское научно-исследовательское предприятие "Инпром" (Украина). Ранее эти заводы выпускали канаты заказанной длины, но, как правило, не более 800 м. Причем вытяжка канатов для стабилизации модуля упругости должна была выполняться на стройплощадке на специально созданных для этого стендах длиной около 450 м с домкратными станциями грузоподъемностью 260-300 т.
Следует отметить, что АООТ "ВСПКЗ" является единственным предприятием в Российской Федерации, которое может изготавливать и поставлять оцинкованные канаты закрытого типа. Этим предприятием были изготовлены ванты для мостов через р. Шексну в Череповце, р. Днепр в Киеве и других объектов. Поэтому на начальной стадии проектирования вантовой части моста именно АООТ "ВСПКЗ" - отечественный производитель - рассматривалось заказчиком, подрядчиком и проектировщиками как основной поставщик вант. Однако завод заявил о невозможности изготовления вант полной готовности (т.е. вместе с анкерами) в заводских условиях из-за отсутствия оборудования для выполнения операций по вытяжке канатов циклическими нагрузками. Пришлось обратиться к другим фирмам, имеющим достаточный опыт в изготовлении таких изделий. Оказалось, что предприятие "Инпром" также не может поставить ванты полной заводской готовности.
В связи с этим было принято решение изучить опыт ряда ведущих зарубежных фирм-производителей канатов, в частности ряда французских и итальянских. В большинстве своем эти фирмы выпускают витые канаты-пряди, состоящие из семи проволок. Из таких канатов-прядей путем свивки набирается ванта требуемой мощности. Полости между канатами-прядями, образующими ванту, заполняются после их натяжения специальным составом, затем на ванту надевается пластмассовый футляр. Натяжение и герметизацию вант при использовании канатов из прядей обычно за рубежом выполняют специализированные фирмы, имеющие соответствующие технологию, оборудование и специалистов. Ванты такой конструкции, как правило, применяются на объектах, где их количество невелико, и расположены они симметрично. К тому же защитные футляры эффективны в районах со среднегодовой температурой воздуха выше нуля и совершенно не пригодны для объектов, расположенных в суровых природно-климатических условиях. Наряду с этим рассматривались предложения и других ведущих фирм-производителей этой продукции, а именно: Thyssen Stahlunion GmbH (Германия) и Bri-don International Limited (Англия). Окончательное решение в январе 1998 г. приняла созданная при дорожном департаменте Ханты-Мансийского автономного округа тендерная комиссия.
При этом учитывалось, что германская фирма Thyssen обладает 45-летним опытом изготовления и поставки полностью закрытых спиральных мостовых вант и несущих канатов с гальванически оцинкованными обоими внешними Z-образными профилями для ряда уникальных мостов. Мостовые ванты производства этой фирмы имеют закрытую внешнюю поверхность, что отвечает требованиям по обеспечению их оптимальной защиты от воздействия внешних факторов. При этом обеспечивается защита от коррозии отдельной проволоки внутренней части ванты и ее наружной поверхности.