Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Устройство и состав жидкостной системы охлаждения
К системе жидкостного охлаждения относятся: полость охлаждения блока и головок цилиндров (рубашка охлаждения), радиатор, водяной насос, вентилятор, жалюзи, термостат, соединительные шланги, указатель температуры охлаждающей жидкости. Кроме того, в системе есть еще расширительный бачок.
Нагретые детали работающего двигателя охлаждаются, отдавая тепло жидкости, которая с помощью насоса поступает в рубашки охлаждения. Эта жидкость нагнетается в радиатор, охлаждается в нем и вновь поступает в рубашку охлаждения цилиндров и далее в головку цилиндров. Таким образом в системе охлаждения осуществляется беспрерывная циркуляция жидкости. Охлаждению жидкости в радиаторе способствует вентилятор, создающий интенсивный поток воздуха через его сердцевину.
Интенсивность охлаждения регулируется термостатом или жалюзи.
Для контроля нагрева охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения головки цилиндров установлен электрический датчик, соединенный с указателем температуры охлаждающей жидкости, который находится на щитке приборов.
На шкале указателя имеются две контрольные риски и красная зона. Положение стрелки у правой черной риски соответствует температуре нагрева жидкости до 30°С, у второй риски – до 60°С. Если стрелка входит в красную зону шкалы, это свидетельствует о повышении температуры до 108°С. Расположение стрелки указателя в красной зоне сигнализирует о перегреве двигателя. Поэтому двигатель необходимо немедленно остановить.
Радиатор служит для охлаждения нагретой жидкости за счет отдачи тепла через стенки трубок в окружающую атмосферу. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, сердцевины, деталей крепления и патрубков. Материалом для радиатора чаще всего служит латунь. Сердцевина радиатора выполнена из отдельных вертикальных трубок, между которыми находятся поперечные горизонтальные пластины, придающие радиатору жесткость и увеличивающие поверхность охлаждения. Трубки, а вернее концы их впаяны в верхний и нижний бачки.
В нижнем и верхнем бачках имеются патрубки для соединения с рубашкой охлаждения двигателя.
Закрытая система жидкостного охлаждения называется так потому, что у такой системы радиатор не имеет непосредственного сообщения с атмосферой, то есть это сообщение осуществляется через клапаны пробки: воздушный и паровой (см. рисунок).
Паровой клапан не допускает повышения давления в системе охлаждения выше атмосферного более, чем на 0,25-0,5 кГ/кв.см. (0,02-0,05 Мпа). За счет этого повышается температура кипения жидкости в системе и значительно снижаются потери ее от испарения. При большом давлении в системе клапан автоматически открывается.
При охлаждении жидкости открывается воздушный клапан, препятствуя образованию разрежения в системе и предохраняя тем самым бачки и трубки радиатора от деформации под действием атмосферного давления.
В результате применения герметичной системы охлаждения повышается температура кипения охлаждающей жидкости, обычно для герметичных систем она находится в пределах 110-115°С. Герметичность системы обеспечивается применением специальной пробки заливной горловины радиатора (см. рисунок) с двумя клапанами. Пароотводная трубка горловины сообщается шлангом с расширительным (конденсационным) бачком. В случае нагрева жидкости она расширяется и давление в верхнем бачке повышается. В связи с тем, что бачок герметизирован, давление в нем возрастает, но кипение жидкости до определенного времени не происходит. Когда избыточное давление в верхнем бачке радиатора достигнет величины в 0,5 кгс/кв.см., открывается выпускной (паровой) клапан и кипящая жидкость по пароотводному патрубку и шлангу устремляется в расширительный бачок. При выходе кипящей жидкости (пара) через отверстия трубки в расширительный бачок происходит конденсация пара, и жидкость, удаленная от источника тепла, постепенно остывает. При понижении температуры жидкости в верхнем бачке радиатора уменьшается ее объем. В бачке образуется разрежение. При этом открывается впускной (вентиляционный) клапан пробки и жидкость из расширительного бачка поступает в верхний бачок радиатора. Таким образом уравновешивается давление и исключается потеря жидкости на испарение. При значительном перегреве двигателя, когда расширительный бачок находится под чрезмерно большим избыточным давлением, открывается смонтированный в корпусе пробки расширительного бачка резиновый клапан и выпускает избыток пара в атмосферу. Обязательно после остывания двигателя в расширительный бачок необходимо долить охлаждающую жидкость. Доливать ее нужно на 3-4 см выше риски «MIN».