Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Высокогорные районы
-> для горных дорог характерно ухудшение комфортабельности поездки пассажиров, в частности из-за больших боковых кренов автомобиля на крутых поворотах;
-> усложняется управление автомобилем из-за недостаточной видимости дороги на поворотах, необходимости часто и быстро вращать рулевое колесо, пользоваться тормозами и т.д. Особенно сложно управлять автомобилем в ночное время, так как на крутых поворотах водитель не видит дорогу вследствие недостаточного угла рассеивания света фар;
-> увеличивается возможность бокового заноса под действием центробежных сил, действующих на автомобиль при движении на повороте.
Уменьшение плотности воздуха на больших высотах приводит к снижению мощности двигателей вследствие уменьшения наполнения цилиндров и ухудшения процесса сгорания в результате падения давления в конце сжатия (табл. 3.1).
Таблица 3.1.
Изменение показателей работы автомобиля в зависимости от высоты над уровнем моря
Высота над уровнем моря, м |
1жение Снижение атмосфе атмос-го давления, % |
Уменьше- ние плотности воздуха, % |
Снижение температу- ры кипе- ния воды, °С |
Снижение эффектив- ной мощности двигателя, |
Увеличе- ние расхода топлива, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1000 |
11,4 |
9,1 |
3,3 |
11,3 |
9 |
2000 |
21,5 |
18,3 |
6,7 |
21,5 |
24,5 |
3000 |
30,8 |
25,9 |
10 |
30,8 |
34 |
4000 |
39,2 |
33,2 |
13,2 |
39,2 |
38,1 |
5000 |
46,7 |
40 |
17 |
46,7 |
40 |
Динамический фактор автомобиля при работе его на перевале Памирского тракта Ак-Байтал, находящегося на высоте 4800м над уровнем моря, составляет лишь 44% номинального.
Снижение плотности воздуха с увеличением высоты над уровнем моря приводит также к уменьшению массы воздуха, проходящего через радиатор системы охлаждения двигателя, что является еще одной причиной перегрева двигателей и закипания воды в них. Кипение воды в открытой системе охлаждения двигателя может происходить и при нормальном нагрузочном и тепловом режиме двигателя по причине низкой плотности воздуха на больших высотах, так как при этом температура кипения воды снижается (см. табл. 3.3). Уменьшение плотности воздуха на больших высотах является существенной причиной ухудшения топливной экономичности двигателей. Это происходит вследствие переобогащения рабочей смеси (в карбюраторных двигателях) из-за малой плотности воздуха, снижения мощности при движении на подъем.
Переобогащение рабочей смеси отрицательно сказывается на сроках службы двигателей, так как топливо при этом сгорает не полностью, смывает масляную пленку со стенок цилиндров, разжижает масло, уменьшая его вязкость и смазывающую способность, что ведет к ускоренному изнашиванию деталей.
Для обеспечения высокопроизводительной, экономичной и безопасной работы автомобилей в специфических высокогорных условиях необходима приспособленность их конструкции к эксплуатации в этих условиях.