Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
История разработки и развития дизель-поезда ДР1
На дизель-поездах с № 009 была изменена планировка мест для пассажиров и форма головной части моторных вагонов (рис. 10.8), которая стала выполняться по типу головных частей дизель-поезда серии ДР2 с использованием гнутых лобовых стекол от автобусов ЛАЗ-695. На дизель-поездах № 030 и с № 055 не устанавливался вспомогательный дизель-генератор. Вместо Него завод применил стартер-генератор СТГ-7 с Приводом от основного дизеля. Стартер-генератор работал только в генераторном режиме и обеспечивал питание цепей освещения, отопления и вентиляции постоянным током напряжением 110 В. Цепи управления, как и прежде, питались от вспомогательного генератора КГ-12,5 напряжением 75 В, Пуск дизеля осуществлялся стартерами ЭС-1. Указанные дизель-поезда получили заводское обозначение 63-3 19 и железнодорожное обозначение серии ДР1П (приводной).
Первые дизель-поезда серии ДР1 поступили в депо Засулаукс Прибалтийской железной дороги.
Так как для многих участков, на которых должны были эксплуатироваться дизель-поезда серии ДР 1, составность из четырех вагонов была недостаточна, Рижский вагоностроительный завод перешел на выпуск шестивагонных поездов (два моторных вагона и четыре прицепных между ними). Вагонам шестивагонных поездов присваивали номера, состоящие из номера поезда и последней цифры, соответствующей данному вагону (для моторного — нечетной, для прицепного — четной). Так, например, вагоны дизель-поезда № 021 получили следующие номера: 0211, 0212, 0214, 0216, 0,218 и 0213. для возможности эксплуатации дизель-поездов с одним моторным вагоном Рижский вагоностроительный завод в 1971 г. изготовил прицепной вагон с кабиной машиниста, оборудованной необходимыми для управления поездом приборами. Этот вагон был включен в состав дизель-поезда № 065. В 1973 г. завод выпустил шесть шестивагонных дизель-поездов с двумя промежуточными прицепными вагонами с кабинами машиниста, т. е. каждый шестивагонный поезд состоял из двух, способных эксплуатироваться отдельно, трехвагонных поездов, составленных из моторного вагона с постом управления, промежуточного прицепного вагона и прицепного вагона с приборами управления. Такие шестивагонные дизель-поезда получили номера 400—405. Поезда № 400—404 имели обозначение серии ДР1П. На дизель-поезде № 405 не были установлены вспомогательные генераторы КГ-12,5 и пусковые стартеры ЭС-1. Пуск дизеля и питание цепей управления обеспечивал стартер-генератор; напряжение цепей управления равнялось 110 В. Этот поезд получил обозначение серии ДР1А. Последние дизель-поезда серии ДР1П120— 122 были построены в начале 1976 г., затем завод строил дизель-поезда серии ДР1А дизель-поезд ДР1П-055 был оборудован в 1970 г. опытными образцами централизованного контроля и управления типа “дельта”. Это оборудование было поставлено параллельно нормальной системе управления поездом и испытывалось в эксплуатационных условиях. дальнейшего распространения эта система не получила.
После внесения в конструкцию дизель-поездов изменений изменились и некоторые их параметры: прицепной вагон стал весить 34,5 т, мест для сидения в моторном вагоне стало 68, а в прицепном — 124, запас топлива в моторном вагоне снизился до 1500 кг, запас воды увеличился до 260 л
По состоянию на 1 января 1976 г. на железных дорогах СССР эксплуатировалось 229 учетных трехвагонных секций дизель-поездов серии ДР1 всех индексов, из них на Белорусской дороге — 98 секций, Прибалтийской — 59, Юго-Западной — 42 и Южной — 30 секций.