Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Итоги работы портов: Одесса, Ильичёвск, Николаев, Мариуполь и Херсон
Итоги работы портов: Одесса, Ильичёвск, Николаев, Мариуполь и Херсон за 2003 год
Так оценил первый вице-премьер-министр Украины В. Гайдук нынешнюю работу Минтранса, возглавляемого Г. Кирпой. Оценка прозвучала на мартовском заседании коллегии Минтранса, где подводились итоги работы отрасли за год прошедший.
«Мы на правильном пути»
Итоги (см. статью Л. Дунаева в приложение) вполне можно назвать удовлетворительными. «Темпы роста, достигнутые в прошлом году, стали наивысшими за все годы независимости Украины, — отмечал на коллегии Г. Кирпа. — Это дает уверенность, что мы на правильном пути. Главное в любой деятельности — увеличение объемов производства, предоставления услуг. Это значит — есть средства, ресурсы, чтобы развивать инфраструктуру транспорта, решать разнообразные социальные вопросы».
Но, помимо роста объемных показателей, существуют и другие важные направления работы.
У нас есть программа финансово-экономической деятельности, сказал министр, которая без повышения объемов и тарифов предполагает за счет улучшения использования госсобственности получение дополнительно миллиардов гривен. Эта программа реализовывалась на железной дороге. Там убрали лишних посредников, отказались от бартера, изменили подход к ценообразованию, что в итоге принесло дополнительно не менее 3 млрд гривен в год. За счет этих средств и зарплату подняли, и с бюджетом рассчитываемся, и осуществляем техническое развитие железной дороги практически без внешних инвестиций. (На другом совещании министр привел пример: если три года назад средняя зарплата на железной дороге была 227 гривен, то на январь 2003-го — 870 гривен).
С 2003 года эта программа стала выполняться и во всей транспортной отрасли. Дополнительные средства, полученные в результате реализации программы, пойдут на улучшение материально-технической базы отрасли и решение социальных вопросов.
Но пока я вижу недостаточную работу руководителей госпредприятий по отходу от посреднической деятельности, которая ведет к удорожанию стоимости продукции и услуг, отметил министр. Недостаточная же работа прямо связана с личными интересами тех же руководителей предприятий.
На коллегии был приведен пример, как через фирму, где работают родственники руководителя одного из автодорожных предприятий Украины, втридорога закупается битум, хотя его можно купить и дешевле и ближе. А дороги, для ремонта которых он предназначен, находятся в удручающем состоянии.
На мартовской коллегии министр транспорта вновь поднимал вопрос о повышении эффективности деятельности государственных морских торговых портов. В значительной мере улучшить их работу можно будет с помощью нового государственного объединения «Укрморпорт». При этом вновь было сказано о категорическом неприятии Минтрансом любых попыток приватизации государственных портов. Именно наличие ряда положений в предлагавшихся проектах закона о морских портах, создававших предпосылки для открытой или скрытой приватизации портов, и есть причина, по которой Минтранс будет выступать против таких проектов. «Будет выброшена скрытая приватизация — мы завтра проголосуем за проект», — сказал Г. Кирпа.
Условия для совместной деятельности
Особое внимание и на коллегии и во время последовавшего вскоре визита министра транспорта Г. Кирпы в Одесскую область уделялось ситуации в Одесском порту, где все стивидорные функции осуществляют предприятия совместной деятельности.
Совместная деятельность, говорил министр, как была, так и останется в портах. При одном условии: если будут честные и партнерские отношения. В принципе, главное нарушение в Одесском порту — неэффективное использование государственной собственности при передаче ее в совместную деятельность, как правило, по нулевой стоимости. А отсюда — занижение доли прибыли порта. Частные компании и порт вносили свои доли в соотношении 20 % на 80 % или 10 % на 90 %, но прибыль при этом делилась пополам.